Продолжаем обзор крупнейших нефтегаваней мира: Австралия

На краю пустыни

Европейский (голландский) корабль впервые появился в устье реки Суон, на месте нынешнего Перта (юго-запад Австралии, побережье Индийского океана), в 1619 году. В дальнейшем эта территория неоднократно посещалась европейскими мореплавателями, но постоянное поселение, названное Суон-Ривер, было организовано англичанами только спустя два века.

В настоящее время Перт с населением 2,1 млн человек — четвертый по величине город Австралии после Сиднея, Мельбурна и Брисбена. Перт — столица штата Западная Австралия, территория которого превышает 2,5 млн кв. км — это вторая в мире по площади региональная административная единица (после Якутии). Гигантское пространство штата пустынно и не заселено; ближайший к Перту город-миллионник — Аделаида — находится на расстоянии 2,1 тыс. км. При этом Перт географически ближе к Восточному Тимору и Яве, чем к Сиднею и Мельбурну.

Портовый район Перта называется Фримантл, и именно это название исторически носит гавань, получившая современные очертания в 1897 году, когда были углублены устье Суона и подходный канал. В годы Второй Мировой войны Фримантл был крупнейшей базой подводных лодок союзников (американцев, англичан и голландцев) на Тихоокеанском театре военных действий и в южном полушарии в целом; здесь базировались 170 подлодок. Кроме того, в местном гидропорте приводнялись бомбардировщики и торпедоносцы, уничтожавшие военный и экономический потенциал японских милитаристов в оккупированной Голландской Ост-Индии (подробнее — в материале «Королевские против императорских»). 

Гавань Фримантла включает внутреннюю бухту, состоящую из двух доковых бассейнов — Норт-Квай и Виктория-Квай, внешнюю бухту, расположенную в близлежащем городке Квинана (Кокберн-Саунд) и якорную стоянку Гэйдж-Роудс недалеко от острова Ротнест. Основные грузы — контейнеры, автомобили, сельхозпродукция (зерно, мясо), нефтепродукты, СПГ, алюминий, химикаты (удобрения, сера, каустическая сода), стройматериалы (цемент, песок) и генеральные грузы. В гавани есть пассажирский терминал и причал для круизных лайнеров; в Кокберн-Саунде размещается крупная военно-морская база. Годовой грузооборот — 30 млн тонн, судопоток — 2000 кораблей в год.

Именем ученого

В XVII веке северное побережье Австралии неоднократно посещали голландцы. Первыми британцами, побывавшими на месте нынешнего Дарвина, был экипаж научно-исследовательского судна Beagle; это произошло в 1839 году. Капитан корабля Джон Уикем назвал бухту в честь великого ученого Чарлза Дарвина, который ранее совершил на этом судне кругосветное путешествие. Спустя 30 лет на берегу бухты Дарвин было основано поселение, названное Палмерстон в честь премьер-министра Великобритании Генри Джона Темпла, 3-го виконта Палмерстона. Еще через два года Палмерстон был соединен подводным телеграфным кабелем с островом Ява, и вскоре начала функционировать Австралийская трансконтинентальная телеграфная линия длиной 3200 км, благодаря чему огромная далекая страна получила надежную телеграфную связь с Европой. 

Во время строительства телеграфной линии недалеко от Палмерстона были обнаружены золотые россыпи; «золотая лихорадка» существенно ускорила рост молодой колонии — для работы на приисках были завезены десятки тысяч рабочих из Китая, Японии, Филиппин и Тимора. 

1 января 1911 года был создан новый штат — Северная территория, столицей которого стал Дарвин. 

В 1919 году в Дарвине приземлился самолет, совершивший первый в истории авиаперелет из Англии в Австралию. 

Во время Второй Мировой войны, 19 февраля 1942 года, произошла массированная японская бомбардировка Дарвина, которую впоследствии назвали «австралийским Перл-Харбором». Впоследствии японская авиация совершила несколько десятков налетов на город и порт; для уменьшения возможного ущерба под Дарвином были сооружены подземные нефтехранилища. В целом Дарвин стал наиболее пострадавшим от войны австралийским городом. 

25 декабря 1974 года произошла новая беда — на город обрушился циклон «Трейси», в результате чего погиб 71 человек и уничтожено более 70% городских зданий; более 30 тыс. человек было эвакуировано. К концу 70-х годов город был восстановлен, а затем рядом с Дарвином построен город-спутник Палмерстон. 

В настоящее время население Дарвина составляет 150 тыс. человек.

Порт Дарвина состоит из трех районов — Стоукс-Хилл Уорф, Каллен-Бэй и Ист-Арм Уорф. Гавань обеспечивает береговую поддержку крупных офшорных нефтегазовых месторождений в Арафурском и Тиморском морях, а также отгрузку СПГ. Годовой судопоток — около 2500 кораблей, грузооборот — 30 млн тонн; половину объема перевалки составляет СПГ. Другие грузы — стройматериалы, урановая и железная руда, цинковый и свинцовый концентрат, сельхозпродукция (фрукты, мясо, корма) и контейнеры. В гавани также расположены терминалы для пассажирских, круизных и чартерных судов, рыболовецкие причалы и судоверфь.

Уголь, глина и дайвинг 

Первым европейцем, проплывшим мимо берегов нынешнего Гладстона (восточное побережье Австралии, штат Квинсленд) был легендарный Джеймс Кук; это было в 1770 году, во время первого кругосветного плавания знаменитого капитана. Поселение здесь было основано в 1802 году и названо Порт-Кертис. В 1853 году городок был переименован в честь Уильяма Гладстона, уникального государственного деятеля, четырежды возглавлявшего британское правительство (в общей сложности более 12 лет), политического долгожителя, ушедшего в отставку в возрасте 84 лет. 

В настоящее время население Гладстона, расположенного в 500 км севернее Брисбена, составляет 60 тыс. человек. Небольшой город играет очень значительную роль в мировой горнорудной отрасли, являясь «столицей» огромных угольных бассейнов Боуэн и Сурат. Кроме того, здесь расположен завод Queensland Alumina, крупнейший в мире производитель глинозема. При этом Гладстон весьма заметен и на туристической карте, поскольку вблизи его побережья начинается Большой Барьерный риф, притягивающий туристов и дайверов со всего мира. 

Глубоководная гладстонская гавань расположена на берегу Кораллового моря между устьями рек Коллиоп и Бойн. Находящиеся неподалеку острова Кертис, Фейсинг и Бойн — это естественные волнорезы, хорошо защищающие акваторию от штормов. Порт Гладстона основан в 1880 году; в настоящее время это гавань является крупнейшей в штате Квинсленд, третьей в Австралии и четвертой в мире по отгрузке угля (140 млн тонн в год). Другие грузы – алюминий, бокситы, глинозем, цемент, нефтепродукты, СПГ, химикаты (жидкий аммиак, каустическая сода, серная кислота), сельхозпродукция (сахар, зерно, мясо, жиры), золото, медь, лес, контейнеры, генеральные грузы. Гавань включает 7 доковых бассейнов — Окленд-Пойнт, Барни-Пойнт, Фишерменс Лендинг, Бойн-Уорф, Саут-Триз, Уиггинс-Айленд и RG Tanna. Кроме того, к Гладстону административно приписаны портопункты Бундаберг, Мэриборо и Рокхэмптон. На острове Кэртис расположены принадлежащие австралийской Santos и малайзийской Petronas крупные СПГ-заводы и отгрузочные терминалы Australia Pacific LNG, Gladstone LNG и Queensland Curtis LNG, которые экспортируют продукцию, произведенную из природного газа и метана угольных пластов. Общий грузооборот порта — 170 млн тонн в год. 

Кроме грузовых терминалов, в гавани Гладстона расположены причалы для круизных судов и скоростных катеров, яхт и катамаранов, возящих туристов и дайверов на Большой Барьерный риф. Также из Гладстона налажено регулярное паромное сообщение с крупными соседними островами.

Гавань у рифа

Экспедиция Джеймса Кука проходила мимо нынешнего Таунсвилла, расположенного в 1300 км к северу от Брисбена, в 1770 году, но высаживаться на берег не стала. Первая высадка европейцев здесь состоялась в 1819 году, а поселение и порт основаны в 1864 году. Финансовую поддержку местным колонистам оказал известный австралийский предприниматель Роберт Таунс, в честь которого было и названо новое поселение. В 1902 году Таунсвилл получил статус города. Во время Второй Мировой войны в городе располагался крупный военный гарнизон, насчитывавший более 50 тыс. австралийских, американских, британских, голландских, норвежских и греческих военнослужащих. 

В настоящее время в Таунсвилле проживают 190 тыс. человек. В связи с тем, что город находится вблизи Большого Барьерного рифа, здесь расположена штаб-квартира морского национального парка. 

Порт Таунсвилла расположен на побережье залива Кливленд в междуречье Росс-Крик и Росс-Ривер. Основные грузы — сельхозпродукция (шерсть, сахар, кормовая патока), рыба, морепродукты, железная руда, золото, медь, цинк, свинец, сталепрокат, жидкий аммиак, СПГ, нефтепродукты, удобрения, автомобили, контейнеры. В порту есть причалы для пассажирских круизных судов. В порту базируется эскадра Королевского военно-морского флота Австралии. В состав гавани административно входит портопункт Люсинда, находящийся в 100 км севернее Таунсвилла. Общий грузооборот порта — 10 млн тонн.

В штормовых широтах

Остров Тасмания был открыт голландским мореплавателем Абелем Тасманом в 1642 году; первоначальное название — Земля Ван Димена (в честь организатора экспедиции, генерал-губернатора Голландской Ост-Индии) — не прижилось, и в конституции Австралии 1856 года соответствующая колония (штат) обозначена как Тасмания. Интересно, что Тасмания стала островом по геологическим меркам совсем недавно — всего 10 тыс. лет назад, когда подъем уровня воды в океане отделил эту часть суши от материка 240-километровым проливом, называемого сейчас именем корабельного врача Джорджа Басса. Коренные жители острова, увы, либо вымерли из-за принесенных европейцами инфекционных заболеваний, либо ассимилировались; последняя чистокровная тасманийка умерла в 1905 году.

Первое поселение на острове — Рисдон-Коув — было основано британцами в 1803 году; позднее городок был перенесен на другое место и назван в честь тогдашнего британского  министра по делам колоний лорда Роберта Хобарта (сейчас это столица штата, крупный город с 220-тысячным населением). Первопроходцами острова были, в основном, каторжники и охранники. 

Тасмания, омываемая Индийским и Тихим океанами, расположена в «ревущих сороковых» широтах на пути штормовых западных ветров. Площадь острова — 68,5 тыс. кв. км (чуть меньше Ирландии, чуть больше Литвы), а население — всего полмиллиона человек. Малолюдная территория покрыта, в основном, дождевыми лесами; четверть площади острова занята национальными парками, изобилующими представителями уникальной эндемичной флоры и фауны, таких как царственный эвкалипт, нотофагус Каннингема, асплениелистный филлокладус, антарктическая диксония, тасманийский дьявол, тонкоклювый буревестник и малый пингвин.

Несмотря на всю эту экзотику, в Тасмании весьма развита экономика, основой которой являются горнорудная промышленность, сельское хозяйство, туризм и морской транспорт. Среди десятка местных портов выделяются Берни, Белл-Бэй и Хобарт.

Берни расположен на северо-западе острова, на берегу пролива Басса, в устье реки Эму. Поселение основано в 1827 году, а спустя 20 лет было названо в честь известного промышленника Уильяма Берни. В настоящее время в городе проживает 20 тыс. человек. Глубоководный порт Берни имеет 5 причалов, через которые осуществляется перевалка контейнеров, нефтепродуктов, леса, целлюлозы, угля и сельхозпродукции (фрукты, овощи, мясо, жиры, морепродукты). Работает регулярная паромная переправа до Мельбурна. Годовой грузооборот — 7 млн тонн, судопоток — 600 кораблей. 

Белл-Бэй расположен на северо-востоке Тасмании, в устье реки Теймар, в 50 км от крупного по австралийским меркам города Лонсестон (население — 120 тыс. жителей). Гавань обслуживает крупнейший на острове индустриальный парк, где сосредоточены 10 значимых предприятий, включая нефтеперерабатывающий завод ВР Australia и алюминиевый завод BHP Billiton. В порту работают 7 причалов; основные грузы — нефть, нефтепродукты, алюминий, бокситы, глинозем. Годовой грузооборот — 6 млн тонн, судопоток — 450 кораблей.

Глубоководный порт Хобарт находится на юго-востоке острова, в устье реки Деруэнт. Минимальная глубина канала и якорной стоянки — 12,5 м, нефтеналивного причала (выносного причального устройства) — 14 м. В гавани работают 20 причалов, через которые переваливаются нефть, нефтепродукты, лес, руда, металлоизделия, рыба, морепродукты. Годовой грузооборот — 5 млн тонн, судопоток — 300 грузовых кораблей и 20 круизных лайнеров. Действуют регулярные автомобильно-паромные маршруты в Мельбурн и Порт-Уэлшпул (остров Флиндерс). Кроме того, Хобарт — основная база для морского сообщения Австралии с Антарктидой.

Григорий Волчек