Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных гаваней мира: Малайзия

На месте болот и джунглей

Порт-Кланг, расположенный на западном побережье Малаккского пролива, в британский колониальный период назывался Порт-Суиттенхэм и являлся конечной станцией железной дороги, построенной в 1890 году. Гавань была официально открыта в 1901 году; специализировалась на экспорте каучука и олова. Порт-Суиттенхэм стал первым регионом британских колоний, в котором власти реализовали масштабную программу по борьбе с малярией посредством осушения москитных болот и расчистки джунглей. 

Во время Второй Мировой войны гавань была разрушена бомбардировками, но вскоре восстановлена. После войны здесь базировались британские и американские войска. 

В конце 1960-х годов в порту началось строительство новых глубоководных причалов. В 1972 году гавань переименована в Порт-Кланг, в следующем году здесь открыт контейнерный терминал, в 1982-м — наливной, спустя еще год — насыпной. 

В 1988 году на острове Пулау-Индах, соединенном с материком двумя автомобильными мостами, началось строительство Западного порта (Westports Malaysia). В 1993 году поблизости создана свободная экономическая зона. В 2000 году в устье реки Кланг построен огромный Северный порт. 

 В настоящее время Порт-Кланг — крупнейший морской порт Малайзии, «морские ворота» Куала-Лумпура, столицы страны. Три доковых бассейна имеют четкую специализацию. Саут-Пойнт (самая старая часть, основанная британцами в начале XX века) включает пассажирский терминал и причалы для скоростных судов, а также переваливает пальмовое масло, каучук, насыпные грузы, автомобили, промышленное оборудование, контейнеры; кроме того, местные причалы обеспечивают прием каботажных и рыболовных судов, небольших межостровных паромов, барж и буксиров. Западный порт обслуживает грузы всех типов (контейнеры, насыпные и наливные грузы, автомобили), имеет пять контейнерных терминалов и рефрижераторное хранилище. Северный порт — самый крупный — обрабатывает контейнеры, жидкие, сыпучие и опасные грузы, имеет пассажирский терминал и логистические парки. Регулярные паромные линии связывают Порт-Кланг с островом Пулау-Кетам, а также индонезийскими портами Танджунгбалай и Думай. Годовой грузооборот гавани — 250 млн тонн.

Самый южный город

Джохор-Бару основан в 1855 году на месте небольшой рыбацкой деревни; в первые годы назывался Танджунг-Путери. Через 10 лет название было заменено на Джохор-Бару; молодой город стал столицей султаната Джохор.

Джохор-Бару — самый южный город континентальной Азии; отделен от Сингапура Джохорским проливом, через который проложены мост и дамба. Джохор-Бару с населением полмиллиона человек — второй по населению город страны после столицы Куала-Лумпура. Город активно развивается как промышленно-торговый, культурный и туристический центр. 

Местный порт имеет собственное название — Танджунг Пелепас. Гавань расположена на восточном берегу реки Пулай. В порту действуют 14 причалов общей длиной 5 км на глубине от 15 до 19 м. Площадь открытых грузовых площадок — 1,2 кв. км. Основные грузы — контейнеры и нефтепродукты (бункеровка). Годовой грузооборот контейнеров – 12,5 млн TEU. 

Гастрономическая столица

Остров Пинанг открыт в XV веке китайцами. Сначала эта территория называлась Ка-Сату (первый остров), а затем переименована в Пулау-Пинанг (остров арековой пальмы). 

В 1786 году британская Ост-Индская компания приобрела Пинанг у местного  султана за скромную арендную плату — 6 тыс. испанских долларов в год — в обмен на защиту от воинственных соседей из Сиама (Таиланда) и Бирмы (Мьянмы). В то время остров был полностью покрыт джунглями, поэтому было объявлено, что каждый переселенец сможет получить здесь столько земли, сколько сумеет расчистить от диких зарослей. Англичане переименовали Пинанг в остров принца Уэльского и построили форт Корнуоллис. 

Вскоре вокруг укрепления была построена столица султаната Кедах — Джорджтаун, получивший название в честь короля Георга III (это первый город, основанный англичанами в юго-восточной Азии). Не забыли британцы и про социальную сферу — в 1816 году здесь открылась первая в юго-восточной Азии английская школа. В 1826 году Пинанг вместе с Малаккой и Сингапуром образовали колонию Стрейтс-Сеттлментс («поселения у проливов»). В 1946 году остров стал частью Малайского Союза, а затем — Малайской Федерации, получившей независимость в 1957 году. Отметим, что Малайзия уникальна по своей структуре — это объединение 13 государств, 9 из которых — монархии, включая 7 султанатов. 

Пинанг — центр туризма, место проведения различных бизнес-форумов. Кроме того, Пинанг — это «азиатская Кремниевая долина»: здесь расположены предприятия таких электронных гигантов как AMD, Intel, Motorola, Hitachi, Bosch, Osram и ряда других. 

Визуальный символ Пинанга — мосты, соединяющие островную и материковую части штата. Протяженность более нового из них, пущенного в 2014 году — 24 км, из которых 17 км находятся над водной поверхностью, что делает этот переход одним из самых длинных мостов в юго-восточной Азии. 

Столица штата Пинанг — город Джорджтаун с населением около 750 тыс. жителей (преимущественно китайцев), зона беспошлинной торговли. Этот курортный город, внесенный в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, считается «гастрономической столицей Малайзии». 

Глубоководный порт Пинанга — основной транзитный пункт между Индонезией, Малайзией и Таиландом. Годовой грузооборот — 150 млн тонн.

Порто-франко близ Борнео

Федеральная территория Лабуан состоит из большого острова Пулау-Лабуан и шести меньших островов; общая площадь архипелага — 92 кв. км. В древности Лабуан был частью индуистской империи Маджапахит, а в XIV веке перешел под власть султаната Бруней. В 1840 году англичане стали использовать остров для борьбы с пиратами, а затем организовали здесь базу подводной телеграфной линии, проложенной между Сингапуром и Гонконгом. В 1848 году остров стал английской колонией в составе протектората Северный Борнео. Во время Второй Мировой войны остров был оккупирован японцами и переименован в  Пулау-Майда в честь погибшего здесь японского генерала; в июне 1945 года освобожден австралийскими войсками. 

С 1963 года Лабуан вошел в состав малазийского штата Сабах в Восточной (островной) Малайзии, а спустя 20 лет объявлен федеральной территорией. В 1990 году на острове учреждены международный офшорный финансовый центр и свободная экономическая зона. Население территории — 90 тыс. человек, административный центр — город Бандар-Лабуан. 

Глубоководный порт Лабуан расположен в Южно-Китайском море в 8 км от острова Калимантан (Борнео). Лабуан — порто-франко, где не взимаются налоги, акцизные пошлины и таможенные сборы. Основные грузы — электроника, нефть и нефтепродукты, пальмовое масло, древесина, каучук, текстиль. Годовой грузооборот — 100 млн тонн. 

Архипелаг в проливе

Лангкави — архипелаг в Малаккском проливе Андаманского моря, на северо-западе Малайзии, недалеко от границы с Таиландом (50 км от материка). В группу входят четыре обитаемых острова и около сотни маленьких живописных островков; общая площадь архипелага — 478 кв. км. Население — 100 тыс. жителей, половина из которых сосредоточена в городе Куах. В 1987 году архипелаг объявлен зоной свободной торговли, где не взимаются налоги, сборы и пошлины.

Главный порт архипелага — Телук Ева — расположен на севере острова Лангкави; пущен в эксплуатацию в 1997 году. Гавань включает 4 специализированных причала — Главный (перевалка цемента и клинкера), Малый, Petronas Jetty (перевалка нефти и нефтепродуктов) и Lada’s Barter Trade Jetty. Другие грузы — уголь, контейнеры, генеральные грузы. Гавань обрабатывает все виды паромов (Ro-Ro, автомобильные и пассажирские), а также большие круизные суда. Судопоток — 4 тыс. кораблей в год. 

Григорий Волчек