Как трубопровод под Ла-Маншем помогал союзникам бить нацистов 

Инженерный ареопаг

Одним из самых впечатляющих проектов по топливному обеспечению войск в годы Второй Мировой войны стала операция PLUTO (PipeLine Under The Ocean) — трубопроводная сеть под Ла-Маншем с выходом на магистрали Франции, Бельгии, Голландии и Германии, предназначенная для снабжения горючим союзных войск после их высадки в Нормандии 6 июня 1944 года. 

Проект был реализован под руководством главных инженеров крупнейших нефтяных компаний с британским участием — Клиффорда Хартли из Anglo-Iranian Oil Company (ныне BP), Генри Александера Хэммлика из Iraq Petroleum Company и Бернарда Дж. Эллиса из Burmah Oil Company. Военное руководство осуществляли британский генерал-майор Невил Браунджон, а его заместителями последовательно были американские полковники Ф.Л. Раш и Фрэнк М. Альбрехт и генерал-майор Роберт У. Кроуфорд. От Королевских ВМС проект курировал капитан Джон Фенвик Хатчинс.

Союзные войска в ходе наступления на континенте требовали огромного количества горючего: например, американская бронетанковая дивизия потребляла на марше и во встречных боях 94 тыс. литров топлива в сутки. При этом на поставки ГСМ приходилось более 60% весового объема поставок, потребляемых союзными экспедиционными силами. Преимущество трубопроводного транспорта заключалось в том, что танкерные поставки весьма уязвимы от плохой погоды, недостатков портовой инфраструктуры и атак немецких подводных лодок.

Свинец и сталь

Для подводного трубопровода были разработаны два типа труб — гибкая многослойная свинцовая, внутренним диаметром 77,47 мм, под кодовым названием HAIS (Нartley Anglo-Iranian Siemens) и стальная, менее гибкая, но более дешевая, того же диаметра HAMEL (Hammick & Ellis). Первые прототипы труб успешно прошли испытания в мае 1942 года (то есть, еще за два года до десанта в Нормандии (!) под рекой Медуэй, потом спустя месяц в заливе Ферт-оф-Клайд, а затем в декабре, когда в Бристольском проливе в ненастную погоду был успешно проложен 30-мильный участок трубы от Суонси до Илфракомба.

Трубы HAMEL производились в Великобритании, часть объема HAIS поступила из Соединенных Штатов, в частности, от компании General Motors. 

Насосные станции и резервуарные парки для хранения нефтепродуктов PLUTO, расположенные в Сандауне на острове Уайт и в Дандженессе на побережье графства Кент, строились ночью, в обстановке полной секретности (в частности, оборудование провозилось исключительно под брезентом). Станции и резервуары были замаскированы под виллы, старые форты, парки развлечений, фермы, гаражи или кафе. Упоминать локации станций в переписке или на картах было строжайше запрещено. Водителям грузовиков, осуществлявшим доставку грузов для строительства и комплектования станций, инструкции давались по телефону. Каждая насосная станция была оборудована тридцатью вспомогательными дизельными поршневыми насосами производительностью 180 тонн в сутки и четырьмя большими электроцентробежными насосами Byron Jackson производительностью 3,6 тыс. тонн в сутки. Обе станции питались от трубопровода Эйвонмаут — Темза пропускной способностью 1,65 млн тонн в год. Дандженесс соединялся с магистральной трубой перемычкой длиной 70 миль (110 км), стыкуясь с терминалом в Уолтон-на-Темзе. Сэндаун был подключен к системе через 22-мильную (35-километровую) линию до НПЗ Foley. 

Олененок и слоненок

Подключение PLUTO к нефтепроводной сети завершилось к марту 1944 года, одновременно были выбраны участки во Франции: маршрут Сандаун — Шербур получил кодовое название Bambi, а Дандженесс — Амблетез стал называться Dumbo (в качестве названий были выбраны названия сверхпопулярных в то время диснеевских мультфильмов). По мере освобождения французского побережья специально оборудованные торговые и военные суда Latimer, Sancroft, Algerian, Conundrum-1 и Britannic довели трубы до портов назначения. 

Обе линии заработали в октябре 1944 года. По мере продвижения союзных войск в континентальной Европе трубопроводная сеть расширялась — в частности, Dumbo подключился к существовавшей на материке магистральной трубопроводной сети Булонь — Антверпен — Эйндховен, а затем «дотянулся» до немецкого города Эмерих в Вестфалии, на Рейне. По трубе прокачивалось наиболее востребованное топливо — автомобильный бензин, которым, помимо легковых и грузовых автомобилей, заправлялась еще и легкая бронированная техника. 

В январе 1945 года ежедневный объем поставок по​ PLUTO вышел на уровень 300 тонн; уже через два месяца объем прокачки увеличился десятикратно! Рекордный объем прокачки был достигнут 3 апреля 1945 года — 4,6 тыс. тонн горючего в сутки. 

«Образец морского инженерного искусства»

Прокладка новых линий PLUTO продолжалась даже после победы — последняя магистраль была запущена 24 мая 1945 года. На пике общее количество трубопроводных веток составило 17 (11 HAIS и 6 HAMEL).

Всего союзные войска получили по трубопроводу PLUTO более 820 млн литров бензина, что составило 8% от всего объема поставок нефтепродуктов для союзных экспедиционных сил в Западной Европе. Общая стоимость операции PLUTO в ценах 1941 года составила 4,4 млн фунтов стерлингов. 

Работа системы PLUTO ​​была остановлена 7 августа 1945 года; спустя три недели расформирован штаб операции. Трубный завод в Тилбери передан Адмиралтейству, материальные склады — Министерству снабжения; насосные станции демонтированы, но не разрушены — их здания сохранились: сейчас они используются как гостиница и гольф-клуб. Все документы по операции отправлены в государственный архив и засекречены на 30 лет, что для Британии является необычно длительным грифом секретности. 

Королевская комиссия по вознаграждениям выдала изобретателям системы PLUTO значительные по тем временам безналоговые премии — 9 тыс. фунтов Клиффорду Хартли и 5 тыс. фунтов стерлингов Бернарду Эллису; почему остался без премии Хэммлик, неясно до сих пор. Но лучшей наградой авторам блестящей военно-логистической операции стали слова премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, который назвал PLUTO «исключительно британским достижением и образцом морского инженерного искусства, которым мы можем гордиться». 

Григорий Волчек