Как снабжалась войсковая группировка союзников в 1944 году после высадки в Нормандии

Франция, Бельгия, Лотарингия

Важнейшим логистическим элементом обеспечения союзного экспедиционного корпуса в Западной Европе в период Второй Мировой войны была автотранспортная система Red Ball Express — кольцевой маршрут с односторонним движением, проложенный от порта Шербур до Шартра (по сути, предместья Парижа), где была создана крупная американская база материально-технического снабжения. 

По мере продвижения фронта вглубь континента трасса приросла двумя ветвями — северной и восточной — для снабжения бельгийского и лотарингского фронтов (соответственно, Дре — Суассон — Шартр и Шартр — Соммес — Фонтенбло). Первоначальная протяженность маршрута — 500 км — увеличилась до 1200 км. На трассе было установлено более 25 тыс. дорожных знаков, информационных указателей и билбордов. 

Термин Red Ball («красный мяч») был заимствован из американского железнодорожного лексикона, в котором он означал экспресс-перевозки. При этом название Red Ball Express в военно-исторической литературе иногда используют в расширительном смысле, называя так весь военный автомобильный транспорт союзников в Западной Европе в 1944–1945 годах. 

Потребность Red Ball Express была вызвана тем, что железнодорожная сеть на севере Франции была разрушена бомбардировками союзной авиации, и поэтому после высадки союзников в Нормандии 6 июня 1944 года для обеспечения огромных потребностей армии в топливе, боеприпасах, военной амуниции и продуктах питания альтернативы автомобильному транспорту просто не было. Отметим, что каждой из 28 дивизий союзников для проведения наступательных операций в сутки требовалось до 750 тонн различных грузов.

Два кольца

Маршрутные кольца не были идентичными: исходящая трасса шла через Шербур, Валонь, Карентан, Сен-Ло, Вир (единственный пункт, где дорога была двусторонней), Домфрон, Алансон, Мортань-о-Перш и, как уже было сказано, завершалась в огромном логистическом центре в Шартре. Обратный маршрут был несколько иным: Шартр — Ножан-ле-Ротру — Мамер — Майенн — Мортен — Вир — Тесси-сюр-Вир — Сен-Ло — Перье — Шербур. С развитием наступления на юго-запад южная часть кольца прошла через важные стратегические пункты Флер, Аржантан и Л’Эгль.

По образу и подобию Red Ball Express были организованы еще 4 логистических маршрута меньшей протяженности — Green Diamond Highway (Шербур — Дол-де-Бретань), Lions Express (Байе — Брюссель), White Ball Express (Гавр — Бове — Реймс) и ABC (Антверпен — Льеж).

Правила дорожного движения

Чтобы сделать движение непрерывным и круглосуточным, сократить количество аварий и минимизировать воздействие воздушных атак противника, на всех маршрутах были введены специальные правила: 

  • запрещено движение гражданских автомобилей;
  • формирование колонн не менее чем из 5 грузовиков;
  • конвоирование вооруженных команд на джипах;
  • поддержание дистанции между грузовиками 60 метров;
  • запрещение обгонов;
  • ограничение скорости до 40 км/ч (25 миль в час);
  • обязательная остановка в течение последних 10 минут каждого часа.

Несанкционированные остановки запрещались; все серьезные поломки устранялись силами специальных ремонтных бригад. Ремонтные мастерские были расположены через каждые 50 км. Посреди маршрута была организована база отдыха водителей и заправки ГСМ. В населенных пунктах были выставлены блок-посты, контролировавшие в том числе количество проходящих машин, объемы перевозимых грузов и потребность в топливе. Безопасность обеспечивали 3 батальона американской военной полиции, механизированный пехотный полк и несколько десятков патрулей французской дорожной полиции. Техническим обслуживанием и ремонтом дорог занимались инженерные батальоны. Отметим, что три четверти водителей Red Ball Express были афроамериканцами. 

В жизни и в кино

Транспортная система Red Ball Express работала с 25 августа по 16 ноября 1944 года, после чего была заменена другими логистическими схемами – трубопроводом PLUTO (подробнее – в материале «Подводный «Плутон»), восстановленным железнодорожным транспортом и воздушными перевозками (к концу 1944 года авиация союзников завоевала полное господство в воздухе), а главное — восстановленным огромным портом в бельгийском Антверпене, который и по сей день является вторым европейским портом по грузообороту, а по перевалке генеральных грузов — крупнейшим  в мире (подробнее — в материале «Гордость Фландрии»). 

За 83 дня работы Red Ball Express 6 тыс. автомобилей (в основном, 5-тонный General Motors CCKW «Jimmy» и 2,5 тонный International Harvester М-5-6), двигаясь круглосуточно и безостановочно, перевезли 410 тыс. тонн различных военных грузов.

Этот масштабный и крайне эффективный военно-логистический проект оставил свой след и в культуре — в 1952 году режиссер Бадд Беттихерснял основанный на реальных событиях популярный кинофильм Red Ball Express с участием голливудских звезд Сидни Пуатье, Джеффа Чандлера, Алекса Никола, Хью О’Брайана, Чарльза Дрейка, Джудит Браун, Жаклин Дюваль и Синди Гарнер. 

Григорий Волчек