© cartoonaday.com
© cartoonaday.com

Высокопоставленные политики ЕС затаили дыхание, пытаясь получить более ясное понимание относительно будущей американской политики в сфере энергетики и изменений климата.

Победа Дональда Трампа на президентских выборах США, прошедших на прошлой неделе, потрясла энергетическую отрасль, но достаточно мягкий тон его победной речи дарит некоторым брюссельским экспертам надежду на то, что он может оказаться не столь деструктивен, как все опасались.

В ходе предвыборной кампании Трамп пригрозил отказаться от обязательств США в рамках Парижского соглашения и избавиться от «Плана чистой энергии», разработанного президентом Бараком Обамой. Однако радикальная реформа политики США в области изменений климата и энергетики может столкнуться со сложностями, и вполне возможно, что Трамп не сможет выполнить свои предвыборные обещания.

Более того, ряд экспертов уже пришли к заключению о том, что первые заявления Трампа в роли избранного президента указывают на смягчение его политики.

«Победная речь Трампа была гораздо спокойнее, чем его предвыборные выступления. Он очевидным образом изменил свою риторику», — заявила в интервью изданию Interfax Natural Gas Daily Анника Хедберг, старший аналитик базирующегося в Брюсселе Центра европейской политики. «Республиканцам придется тщательно обдумать, действительно ли они хотят выйти из Парижского соглашения, учитывая, что на кону стоит репутация страны. В любом случае теперь, когда Парижское соглашение ратифицировано, понадобятся годы, чтобы выйти из него», — добавила она.

Тем не менее, многие опасаются, что под руководством Трампа политические отношения между Вашингтоном и Брюсселем ухудшатся, а трансатлантические отношения в сфере энергетики пострадают. Обама считался важным партнером ЕС, так как выступал за переход к низкоуглеродной экономике как в США, так и за рубежом.

«Приверженность президента Обамы борьбе против глобального потепления сыграла важную роль в успехе конференции 2015 года по климату в Париже и быстрой ратификации Парижского соглашения. За годы его президентства США превратились для Европейского Союза в важного партнера в том, что касалось этой повестки. Сегодня существует риск, что ЕС придется начать все сначала, с того места, где мы были до Обамы», — заявила Хедберг.

Симона Талияпьетра, занимающаяся исследованиями в области энергетики в брюссельском аналитическом центре Bruegel, написала в своем блоге 9 ноября, что Трамп не сможет на законных основаниях выйти из Парижского соглашения за четыре года своего президентства. Страны могут применить статью 28, чтобы выйти из соглашения, но лишь спустя три года после вступления договора в силу, и понадобится еще год, чтобы решение о выходе вступило в силу.

Тем не менее, по словам мадам Талияпьетра, Вашингтон может напрямую выйти из Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 года, которая является рамочным соглашением для Парижского договора. Еще одним вариантом развития событий будет переформатирование политики США в области энергетики и изменений климата, не обращая внимания на международные обязательства страны в рамках Парижского соглашения.

Руководство ЕС

Разворот Вашингтона в сторону от своих обязательств может катастрофически сказаться на реализации Парижского соглашения, в рамках которого около 200 стран согласились сократить выбросы парникового газа и «значительно» ограничить глобальное потепление. Для выполнения этих обязательств требуется широкомасштабное использование возобновляемых источников энергии, рациональное потребление энергии и переход от угольной к газовой электрогенерации.

«Реализация соглашения — большой повод для беспокойства. Для ЕС и других стран важно позаботиться о том, чтобы инерция, полученная при подписании Парижского договора, не была потеряна. Многие опасаются, что решение важного партнера занять другую позицию по этим вопросам может негативно повлиять на динамику происходящего и на приверженность других стран решению этой проблемы», — заявила Хедберг.

«Для Европейского Союза это означает возможность вновь продемонстрировать умение вести за собой в борьбе с глобальным потеплением, шанс на более тесное сотрудничество с Китаем в этом вопросе и необходимость поиска других партнеров, готовых связать себя обязательствами», — добавила она.

Отношения с США в отношении энергетической безопасности и торговой политики также вызывают в Брюсселе обеспокоенность, и эта обеспокоенность была изложена в открытом письме к Трампу, датированном 9 ноября и подписанном президентом Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером и президентом Европейского совета Дональдом Туском. По иронии судьбы Трамп может заблокировать переговоры по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (ТТИП), которые сталкиваются с серьезным противодействием со стороны активистов экологического движения и инициативных групп.

Европейская комиссия ясно дала понять, что считает поставки сжиженого природного газа (СПГ) из США ключевым инструментом по укреплению европейской надежности энергопоставок и снижению зависимости ЕС от российского газа. В ставшем в июле достоянием общественности черновике соглашения по ТТИП говорится, что ЕС и США должны договориться о «юридически обязывающем намерении» устранить все существующие ограничения на экспорт американского СПГ в Европу.

Старший консультант аналитической компании Verisk Maplecroft Джеймс Эплярд заявил изданию Interfax Natural Gas Daily, что США с большой вероятностью продолжат усилия по увеличению экспорта СПГ в Европу независимо от переговоров по ТТИП.

«Политика Трампа в области энергетики еще не определена, тем не менее, у меня есть ощущение, что в том, что касается экспорта СПГ из США в ЕС, статус кво останется неизменным. В краткосрочной перспективе никаких резких поворотов в истории не предвидится, и США продолжат увеличивать экспорт СПГ в Европу», — сказал Эплярд.

Он добавил, что ожидает новых подробностей по ТТИП после того, как в Вашингтоне будет назначен новый торгпред, что, вероятно, произойдет в марте или апреле 2017 года.

Андреас Волстад

interfax-2