Новая труба – новая марка
Непосредственное строительство трубы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) «Тенгиз – Новороссийск» началось в мае 1999 года у поселка Южная Озереевка близ Новороссийска, где был заложен морской терминал с выносными причальными устройствами (ВПУ; в просторечии — «поплавки») и береговым резервуарным парком. Строительство велось высокими темпами, и уже через 28 месяцев, к октябрю 2001 года, магистральная труба протяженностью 1511 км с 15-ю нефтеперекачивающими станциями (НПС) была готова для сквозной прокачки. Вскоре и на морском терминале был загружен первый танкер с нефтью новой марки Tengiz.
Через три года КТК вышел на плановый уровень пропускной способности (28 млн тонн нефти в год), после чего начал использовать антифрикционные присадки, тем самым увеличив объемы транспортировки ровно на четверть, до 35 млн тонн нефти в год.
Увеличение мощности было необходимо в связи с тем, что к КТК через магистраль «Карачаганак — Большой Чаган — Тенгиз» подключился еще один огромный казахстанский нефтепромысел — Карачагакский (оператор разработки — международный консорциум Karachaganak Petroleum Operating). Кроме того, на российской территории в районе НПС «Кропоткинская» (Краснодарский край) КТК был состыкован с трубопроводной системой «Транснефти», и в каспийскую трубу начало поступать сырье «Роснефти» с кубанских нефтепромыслов.
Непрерывное расширение
По итогам 2007 года, когда был отрегулирован базовый тариф на прокачку нефти, КТК впервые сгенерировал чистую прибыль, и сразу же в «промышленных масштабах» — около полумиллиарда долларов. Получив солидный финансовый ресурс, в конце 2009 года акционеры КТК утвердили проект двукратного расширения пропускной способности трубопровода — до 67 млн тонн нефти в год.
В рамках этого проекта были построены 6 новых нефтеперекачивающих станций, 6 новых резервуаров — «стотысячников» для хранения нефти на терминале «Южная Озереевка», а также третий по счету «поплавок». Общая стоимость работ составила 5,4 млрд долларов, стройка велась дискретно на протяжении 8 лет (!) и почти не потребовала привлечения кредитных ресурсов — основным источником финансирования проекта расширения стали собственные средства КТК.
Весной прошлого года в связи с ростом нефтедобычи на Тенгизе, Карачаганаке и Кашагане (это гигантское шельфовое месторождение было пущено в опытно-промышленную эксплуатацию в 2016 году) акционеры КТК приняли программу устранения узких мест, предусматривающую расширение пропускной способности трубопровода, по меньшей мере, до 72,5 млн. тонн нефти в год. Работы, которые потребуют вложения 600 млн долларов, будут вестись в течение трех лет (до декабря 2023 года) на всех 15-и нефтеперекачивающих станциях и морском терминале КТК. Три четверти всех капиталовложений и объемов строительно-монтажных работ придется на российский сегмент трубы.
Рекорды и рейтинги
2019 год был для КТК рекордным — объем годовой прокачки нефти составил 63,3 млн тонн. В текущем году из-за ограничений по сделке ОПЕК+ этот показатель, скорее всего, не вырастет, но, безусловно, резерв мощности у трубы есть. В целом по объему прокачки КТК сопоставим с нефтепроводом «Дружба» (см. материал «От Татарии до Паннонии») и существенно превышает мощность другого постсоветского трубопроводного гиганта «Баку — Тбилиси — Джейхан» (см. материал «Контракт века»).
Всего за 19 лет работы по системе КТК на мировой рынок поставлено около 700 млн тонн нефти (610 млн тонн казахской и 90 млн тонн российской); из Южной Озереевки в дальнее плавание отправлено более 6,5 тыс. танкеров.
Как видим, особую значимость КТК имеет для Казахстана — по этой трубе качается более трех четвертей всей казахской экспортной нефти. Основную лепту (более 40% объема прокачки) вносит Тенгиз, около 30% дает Кашаган, 15% — Карачаганак, 2% — миноритарные поставщики (грузоотправителями в КТК могут быть только акционеры консорциума).
Весьма заметную роль КТК играет и в России: по итогам первого полугодия 2020 года оператор российского сегмента КТК-Р, показав грузооборот в размере 31,2 млн тонн, возглавил рейтинг стивидорных компаний и грузовых терминалов страны, обогнав нефтепорт Приморск, конечную точку Балтийской трубопроводной системы.
Взгляд за горизонт
Что касается перспектив, то они у КТК весьма неплохие, поскольку добыча нефти в Западном Казахстане постоянно растет. При этом очевидно, что в обозримом будущем главным поставщиком нефти в КТК останется Тенгиз, где в настоящее время добывается около 30 млн тонн нефти в год, а после завершения проекта расширения мощности промысла к 2025 году будет 39 млн тонн нефти в год.
Контракт по Тенгизу подписан на 40 лет, так что впереди у акционеров проекта (Chevron, ExxonMobil, «КазМунайГаз» и Lukarco) еще 12 лет интенсивной работы. При этом партнеры по консорциуму не хотят останавливаться на достигнутом и готовятся сделать заявку на продление контракта по Тенгизу как минимум до 2070 года. Одновременно планируется расширение землеотвода и добычной лицензии на склоны Тенгизского коллектора, где сосредоточена как минимум треть запасов месторождения. Но потенциал Тенгиза на самом деле еще больше — недавно была разработана и представлена схема эффективной разработки месторождения, рассчитанная на период до 2100 года! (подробности в материале «Тенгиз: путь длиной в четверть века»).
Григорий Волчек