Политические события в Белоруссии заставляют внимательно анализировать не только политику, но и экономику этой страны, важнейшим компонентом которой является транзитная сеть.
В частности, нефтетранспортная система, проходящая по территории Белоруссии, играет очень существенную роль в европейском энергетическом балансе. При этом, несмотря на бурные политические катаклизмы последних десятилетий, нефтепроводный маршрут «Восток — Запад» не потерял своего значения.
«Второй Баку»
В первые послевоенные годы окончательно оформились контуры «второго Баку» — огромной Волго-Уральской нефтегазоносной провинции. Этот новый перспективный район представлял собой широкую полосу, вытянутую по меридиану от линии Киров — Пермь до линии Волгоград — Оренбург. Площадь этой территории — около 700 тыс. кв. км — существенно превосходит размер любой европейской страны.
Геологические «подарки» появлялись здесь с завидной регулярностью. Так, в победном 1945 году было открыто огромное Мухановское месторождение в Куйбышевской области, в 1946 — Бавлинское в Татарии, в 1948 — Арчединское в Волгоградской области. Особое значение имело открытие в июле 1948 года недалеко от города Бугульма в Татарии первого в СССР супергигантского месторождения — Ромашкинского, с извлекаемыми запасами нефти 3 млрд тонн! Невероятная «Ромашка» стала одним из крупнейших нефтяных месторождений мира.
Практически сразу после этого исторического события было создано мощное производственное объединение «Татнефть», которое уже в 1956 году, добыв 18 млн тонн нефти, вышло на первое место в отрасли. К этому времени весь Волго-Уральский регион, добывая 75 млн тонн нефти в год, обеспечивал около 60% общесоюзной нефтедобычи. Так «второй Баку», по сути, стал первым.
Кроме того, по достоинству оценив запасы и перспективы разработки гигантской Ромашки, партия и правительство в сентябре 1949 года приняли решение о строительстве на территории нового нефтяного района сразу нескольких крупных НПЗ — в Перми, Сызрани, Волгограде, Саратове, Кстово и ряде других городов. В течение следующего десятилетия все запланированные НПЗ, предназначенные для переработки местного сырья, были пущены в эксплуатацию.
При этом постоянно растущие объемы добычи волго-уральской нефти превышали потребности отечественной промышленности и объективно формировали дополнительный экспортный потенциал. Это позволило СССР в 1958 году оттеснить Венесуэлу со второй ступеньки «пьедестала почета» мировых нефтеэкспортеров, а также решить еще одну крайне важную задачу, имевшую ярко выраженный политико-идеологический подтекст.
Альметьевск — Мозырь, далее — везде
18 декабря 1958 года на проходившей в Праге X сессии Совета экономической взаимопомощи, объединявшего большинство стран социалистического лагеря, по инициативе советского лидера Никиты Хрущева было принято решение о строительстве магистрального нефтепровода из СССР в Польшу, ГДР, Чехословакию и Венгрию.
В соответствии с подписанными в следующем году межправительственными соглашениями, каждая страна, действуя в формате долевого участия, обязалась поставить для «стройки века» необходимые материалы, оборудование, машины, механизмы и трудовые ресурсы. Магистраль получила знаковое название — «Дружба».
В соответствии с проектом, разработанным московским институтом «ГИПРОтрубопровод», труба начиналась в татарском Альметьевске — по сути, новой «нефтяной столице» страны, центре крупнейшего в СССР нефтедобывающего района. От Поволжья магистраль шла на запад через Куйбышев (ныне — Самара), Пензу, Липецк, Орел и Брянск. Около белорусского Мозыря трасса разделялась на две части. Северная проходила через Польшу в ГДР, упираясь в город Шведт, где, как и в Мозыре, сразу же началось строительство крупного НПЗ. Южная ветка, идущая через Украину, разветвлялась в словацком городе Шаги, и приводила к Братиславе и Будапешту. Кроме того, нефть из трубы, погруженная на одесском терминале на танкеры, шла по Черному морю в Болгарию, в построенный возле Бургаса спецнефтепорт Дружба.
Стройка социализма
Трасса нефтепровода была исключительно сложной — магистраль пересекала Полесские болота, Карпатские горы, около 50 крупных рек, включая Волгу, Оку, Десну, Дон, Припять, Днепр, Днестр, Вислу, Одер и Дунай, а также сотни малых рек и множество автомобильных и железных дорог.
Несмотря на все это, строительство, начатое 10 декабря 1960 года на самом сложном, карпатском, участке, благодаря высокой механизации и четкой организации шло очень быстрыми темпами. Насосные станции поставлялись из ГДР, средства автоматики и связи — из Венгрии, трубопроводная арматура и клапаны — из Чехословакии. Поставку труб различных диаметров — от 530 до 1020 мм — обеспечивали советские и польские предприятия, основные строительно-монтажные работы вели советские специализированные тресты (в первую очередь, «Ленгазспецстрой»).
14 января 1962 года, всего через 13 месяцев после начала мега-стройки, был сдан в эксплуатацию первый пусковой участок Мозырь — Броды. В Бродах (Львовская область) нефть переваливалась на железнодорожный транспорт и поступала в резервуарный парк «Будковце» в Чехословакии. Через полгода заработал участок до Ужгорода, и нефть «Дружбы» пришла в Венгрию, а еще через полгода — по участку Мозырь — Брест в Польшу и ГДР. «Сквозное движение» нефти по трубе было открыто 15 октября 1964 года, по злой иронии судьбы — аккурат к снятию Хрущева с должности первого секретаря ЦК КПСС.
Всего было построено 175 мостов и 113 переходов вывезено более 15 миллионов кубометров грунта для заложения 730 тысяч тонн труб. Строительство нефтепровода «Дружбы» стоило около 400 млн рублей в ценах 1961 года — гигантские деньги по тем временам!
«Дружба» с ее беспрецедентной длиной была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый протяженный нефтепровод в мире. Первоначальная мощность нефтепровода составляла 30 млн тонн в год, но через 10 лет за счет второй нитки диаметром 1220 мм объем прокачки почти удвоился.
В 1975 году было построено ответвление от магистральной нитки от Мичуринска (Тамбовская область) до Кременчуга (Полтавская область), где был построен НПЗ. В 1978 году сооружена ветка от города Унеча на Брянщине через НПЗ в белорусском Полоцке и литовском Мажейкяе к нефтеналивным терминалам на Балтийском море — в Бутинге (Литва) и Вентспилсе (Латвия). В 1981 году вступила в строй третья очередь нефтепровода на территории ГДР и Чехословакии — до Ростока, Лойны, Праги и Литвинова.
Таким образом, общая протяженность магистральной части нефтепровода составила около 9 тыс. км (из них 3,9 тыс. км на территории РСФСР). В систему вошли 46 насосных станций, включая 4 головные — «Лопатино», «Клин», «Никольское» и «Унеча», 38 промежуточных насосных станций, а также мощные резервуарные парки общим объемом хранения 1,5 млн кубометров нефти. Управление «Дружбой» осуществлялось из главного диспетчерского пункта во Львове.
Семь сестер
«Дружба» — проект уникальный. Беспроигрышный в идеологическом и политическом плане «символ нерушимой братской дружбы народов СССР и социалистических стран», трубопровод оказался очень экономически эффективным. Отметим, что, помимо прочего, «Дружба» создала основной стандарт советской, а ныне российской экспортной нефти — «уральскую смесь» Urals, под которую специально спроектированы и построены несколько крупных европейских НПЗ.
Распад в конце 80-х годов социалистического лагеря и Совета экономической взаимопомощи, последовавший за этим коллапс СССР в 1991 году и полное изменение бизнес-модели трубопровода ничуть не поколебали эту мощную нефтетранспортную систему. Разве что центр управления российской частью нефтепровода переместился из Львова в Брянск.
В 2012 году «Дружба» приросла Балтийской трубопроводной системой-2, связавшей транс-европейскую магистраль с российскими экспортными маршрутами на Балтике. БТС-2 начинается в Унече и заканчивается на портовом терминале в Усть-Луге (Ленинградская область).
Самым серьезным инцидентом в истории «Дружбы» стало прошлогоднее загрязнение нефти хлорорганикой, остановившее более чем на месяц прокачку нефти и производство на «притрубных» НПЗ в Белоруссии, Польше и Германии. Коллапса не случилось — запланированные объемы нефти ушли в Европу через Усть-Лугу, Приморск, Новороссийск и Туапсе, но как только трубу очистили, все грузоотправители немедленно вернулись на «Дружбу», транспортировка по которой существенно более эффективна.
Сегодня разными участками «Дружбы» владеют сразу 7 компаний — «Транснефть» (Россия), «Гомельтранснефть» (Белоруссия), «УкрТатНафта» (Украина), PERN (Польша и Германия), Transpetrol (Словакия), Mero (Чехия) и MOL (Венгрия). Эксплуатацией магистрали заняты 4 тыс. человек. Трубопровод ежегодно перекачивает 66,5 млн тонн нефти (с учетом прокачки по ответвлениям — более 100 млн тонн), обеспечивает потребителей в 10 европейских странах и приносит своим владельцам миллиарды долларов чистой прибыли. И все потому, что «Дружба» сильнее вражды!
Григорий Волчек