Служба и политика

Антон Булгаков родился в 1879 году в Славяносербском уезде (ныне — Луганская область Украины). В 6-м классе Антон был исключен из гимназии за участие в «студенческой самообороне», направленной против еврейских погромов. В 1896 году юноша, симпатизировавший революционерам, был арестован. Впрочем, желание учиться пересилило политическую активность, и после освобождения из тюрьмы Булгаков поступил на механическое отделение Морского инженерного училища в Кронштадте. 

После выпуска из училища в 1901 году молодой моряк получил назначение на Черноморский флот, в Лазаревское адмиралтейство (Севастополь), на должность монтажного инженера. Тогда же Булгаков впервые занялся нефтяной тематикой — он возглавил Севастопольскую испытательную станцию по применению жидкого топлива на судах Военно-морского флота. Для этого он глубоко изучал различные сорта нефтяного топлива, неоднократно ездил в командировки на бакинские и грозненские нефтепромыслы и НПЗ. Параллельно он вступил в партию социалистов–революционеров (эсеров), одну из самых радикальных политических организаций того времени.

Челекен — Батуми — Тифлис — Баку

В 1906 году Булгаков оставил службу, некоторое время работал в Москве и Нижнем Новгороде, где переделывал топки паровых котлов на смешанное угле-нефтяное топливо, а затем осел в Закаспийской области, где поступил на работу в «Челекенское нефтепромышленное общество» и сделал там блестящую карьеру — вскоре он был назначен главным управляющим промысла Нефтедаг (в настоящее время — территория Туркмении).

В начале Первой Мировой войны Булгакова снова призвали на Черноморский флот и назначили главным механиком, а затем главным инженером Батумского военного порта. За безупречную службу Антон Викторович был награжден орденом Святого Станислава 2-й степени и произведен в капитаны 2-го ранга. 

После Февральской революции Булгаков без отрыва от службы возобновил политическую деятельность и был избран членом, а вскоре председателем Батумской городской думы.

После провозглашения Грузинской Демократической Республики и оккупации Батуми сначала турками, а потом англичанами (их интерес вполне понятен: Батуми исторически был крупнейшей нефтяной гаванью Российской империисм. материал «Жемчужина у моря»), Булгаков переехал в Тифлис, где работал главным инженером Союза городов Закавказья и заместителем председателя Научно-технического комитета Грузии.

После установления Советской власти в Грузии (и в Закавказье в целом) в апреле 1922 года Булгакова арестовали как активного эсера. Это был его первый арест в «новое время», и, увы, не последний. По существу инкриминировать Антону Викторовичу было нечего, и спустя полгода его освободили. Вскоре Булгаков поступил на работу в «Азнефть» — крупнейшее в СССР нефтедобывающее и нефтеперерабатывающее предприятие, где возглавил Техническое бюро. С тех пор и до конца своей жизни он, будучи инженером широкого профиля, сосредоточился на углеводородной тематике. 

Дело — труба

Начиная с 1924 года, более 5 лет, Антон Викторович занимался главной стройкой советской нефтянки того периода — полной реконструкцией трубопроводной магистрали Баку — Батуми. Керосинопровод внутренним диаметром 204 мм (8 дюймов) и протяженностью 882 км, проложенный вдоль полотна Закавказской железной дороги, был пущен в эксплуатацию в 1907 году(см. материал «Баку — Батуми, далее — везде»). Магистраль работала устойчиво и производительно, но ее необходимо было переделать под прокачку нефти. Большой стройкой на всех этапах – от инженерных изысканий и подготовки технического проекта до комплектации оборудования и пуско-наладки – руководил Булгаков. 

Объем работ, инвестиций и инноваций был очень значительным: диаметр трубы увеличился до 10 дюймов, повысилась производительность и надежность насосного, энергетического и контрольно-измерительного  оборудования, закупленного в Англии, Франции и Германии (в том числе, впервые примененные в СССР четырехтактные бескомпрессорные дизели). Для соединения трубных отрезков использовалась только эффективная электродуговая сварка («старая» труба, в основном, свинчивалась). Кроме того, Булгаков существенно спрямил трассу на участке Баку — Евлах и тем самым обошел зону коррозионно-опасных солончаков, а также предложил пионерскую по тем временам технологию перекачку нефти «из насоса в насос», что позволило отказаться от возведения промежуточных резервуаров и сэкономить значительные средства.

В феврале 1930 года, через три дня после пуска нефтепровода в эксплуатацию, Булгаков был арестован и через год «за вредительские мероприятия, направленные к срыву и удорожанию строительства (?!)» приговорен к расстрелу. Затем наказание было смягчено, а еще через полгода Булгаков как уникальный специалист был… выпущен из тюрьмы и направлен на строительство нефтепровода Гурьев — Орск. 

Трасса новой трубы пролегала по голой безлюдной степи. Чтобы повысить эффективность работы, Булгаков разработал и внедрил блочно-комплектный метод строительства, впоследствии широко использовавшийся при освоении Западной Сибири. Большинство строительных конструкций сооружались в двух опорных пунктах — в Гурьеве (ныне — Атырау) и на перекрестке нефтепровода с железной дорогой. Труба диаметром 300 мм и протяженностью 709 км, с семью насосно-перекачивающими станциями, была построена за три года. Нефть с Эмбинских промыслов поступила в Орск, где был построен крупнотоннажный НПЗ, один из первых в Волго-Уральском регионе.

После пуска нефтепровода, в 1935 году, Булгаков был переведен в трест «Нефтепроект» Наркомата тяжелой промышленности СССР, где стал главным инженером строительства Одесского крекинг-завода. 

Крутой маршрут

В начале 1938 года Булгаков, проектировавший в тот момент Гдовский сланце-перегонный и битумный завод в Ленинградской области, был снова арестован и на этот раз обвинен в «участии в шпионско-диверсионной группе белогвардейской фашистской организации». Следствие велось долгих полтора года; в октябре 1939 года Булгаков был осужден на 5 лет исправительно-трудовых лагерей с последующей ссылкой на тот же срок. Сравнительно мягкий приговор на фоне тяжелейших обвинений был обусловлен тем, что Большой террор уже шел на спад.

В течение года Булгаков занимался проектно-сметным делом в Краслаге (город Канск Красноярского края), а затем был переведен в УхтИжемЛаг, где возглавил проектно-техническую часть лагпункта №17. Этот лагерь, расположенный в деревне Крутая Верхнеижемского района Коми АССР, представлял собой газовый промысел (кстати, второй в стране после Дашавского), осуществлявший добычу природного газа на открытом в 1935 году Седьельском (Крутянском) месторождении.

Вскоре после начала войны на промысле было смонтировано оборудование эвакуированного Майкопского сажевого завода и началось промышленное производство канальной сажи (технического углерода), базового сырья для резинотехнической промышленности и ряда других отраслей (см. материал «Сага о саже»). В 1942 году в качестве поощрения за успешный пуск завода, имевшего важное значение для оборонной промышленности и обеспечивавшего почти 80% общесоюзного производства технического углерода, Булгаков был условно-досрочно освобожден, но остался работать в Коми АССР.

Параллельно с проектированием и техническим надзором за строительством завода Булгаков руководил прокладкой 20-километрового межпромыслового газопровода Войвож — Крутая, предложив крайне эффективный метод укладки труб на деревянных А-образных поперечинах на высоте 1,2 м от земли (это позволяло защитить трассу от замерзания) и скользящих опорах с компенсаторами. Для защиты от коррозии трубы обмазывались цементом.

Медаль, патент и снятие судимости

В 1945 году в Коми АССР было открыто крупнейшее на тот момент в стране Нибельское газовое месторождение (тем самым извлекаемые запасы в регионе увеличились почти втрое — до 10 млрд кубометров) и принято решение о строительстве в поселке Сосновка Ухтинского района первого в СССР завода термической сажи. В связи с этим, а также для обеспечения топливом мощной Ухтинской ТЭЦ, была поставлена задача строительства магистрального газопровода Войвож — Крутая — Ухта — Ярега протяженностью 102 км. 

Технологию производства термической сажи и проект газовой магистрали разработал, конечно же, Булгаков. Отработанная ранее методика не подвела — первый в мире магистральный подвесной самонесущий и самокомпенсирующийся газопровод был построен за два года. В июле 1948 года практически одновременно были пущены в эксплуатацию и трубопровод, и Ижемский завод термической сажи. 

Булгаков получил медаль «За трудовую доблесть», снятие судимости и авторское свидетельство на изобретение «Надземный газопровод»… но из Ижмы никуда не уехал.

Надо жить долго

Только в 1955 году Антон Викторович покинул Ижемский край и перебрался вМоскву, винститут «ГИПРОспецнефть» Миннефтегазстроя СССР, где трудился над усовершенствованием технологий прокладки трубопроводов. По итогам этой работы руководитель Главгаза СССР Алексей Кортунов издал приказ:

«Распространить метод прокладки магистральных газопроводов с самокомпенсацией, принятый в северных районах, для использования его на строительстве газовых магистралей в других районах и особенно в Сибири и на Дальнем Востоке».

Отметим, что этот метод строительства газопроводов применялся не только в СССР, но и в других странах мира, включая США (скажем, знаменитая магистраль Trans-Alaska Pipeline System сделана подобным подвесно-компенсаторным образом).

В 1957 году Булгаков был полностью реабилитирован, а через 4 года произошло маленькое чудо — Антону Викторовичу была присуждена степень доктора технических наук без защиты диссертации и назначена персональная пенсия. В соответствующем ходатайстве Алексей Кортунов писал: 

«На работах Булгакова учатся поколения советских нефтяников и газовиков… Товарищу Булгакову 83 года, но, несмотря на преклонный возраст, он сохранил глубину научного анализа, смелость новаторской мысли, и активно помогает Главгазу СССР в работах по развитию трубопроводного транспорта в наземном исполнении».

Булгаков скончался в 1972 году в возрасте 92 лет, успев при жизни получить признание в качестве одного из классиков отечественной нефтегазовой инженерии. Недаром говорят: «В России надо жить долго».

Григорий Волчек