Цены на бензин в России с 16 по 13 мая продолжили расти. Только в Москве цена АИ-92 подскочила на 70 копеек. В результате в столице больше не осталось в продаже бензина дешевле 40 рублей, пишет Интерфакс со ссылкой на данные ЦДУ ТЭК.
Эксперты предсказывают дальнейший рост в летний период до 45-50 рублей за литр бензина. Среди главных причин увеличения цен называют выгодный экспорт сырья и нефтепродуктов; завышенные, по мнению независимых участников рынка, оптовые цены на нефтепродукты; плановые ремонты НПЗ, вызвавших сокращение объемов продаваемого топлива. Цены на нефтепродукты повысили все и независимые игроки, и ВИНК. Сигналом к повышению стал рост акцизов с начала 2018 г. Сейчас на акцизные сборы в цене на каждый литр бензина приходится 8,1 рубля (в следующем году — 8,5 рубля), что существенно превышает долю стоимости сырой нефти, из которой производится литр нефтепродуктов (сейчас она составляет порядка 4%). Тогда как на акцизы, НДС и НДПИ приходится порядка 60% в цене каждого литра нефтепродуктов.
В феврале президент заявил о возможном снижении цен на бензин, что одернуло продавцов нефтепродуктов. Однако окончание президентской кампании и прошедшие президентские выборы, совпавшие с началом сезонного роста спроса, привели к резкому повышению цен на нефтепродукты, начиная с апреля этого года.
Средняя розничная цена на бензин на АЗС к концу апреля выросла на 0,4% до 40, 43 руб.за литр, следует из опубликованных 7 мая данных Росстата. Заметный рост идет третью неделю подряд, до этого он не превышал 0,2%, а до мартовских президентских выборов и вовсе был стабилен.
К концу прошедшей недели цена АИ-92 достигла 40, 65 руб.за литр. АИ-95 в Москве за неделю подорожал на 63 копейки и достиг 43, 86 руб.за литр. В среднем по России цены на АИ-92 хоть и повысились на 42 копейки, но пока держатся в пределах 39,8 руб.за литр. АИ-95 на российских заправках подорожал на 40 копеек — до 42,5 руб.за литр.
«Справедливая цена на АИ-92 при сохранении текущей мировой конъюнктуры может составить около 50 руб.за литр, если отталкиваться в расчетах от экспортного паритета», — считает генеральный директор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов.
Рост цен на АИ-92 и дизтопливо предрекают и данные СПбМТСБ: региональные биржевые индексы АИ-92 и летнего дизтоплива на заводе и затраты на его доставку до Москвы начали значительно превышать розничную цену. По АИ-92 индекс составил 40,1 руб.за литр против 38,79 руб.за литр в рознице в среднем по европейской части России и 42,46 руб.за литр против 41,36 руб.за литр летнего дизтоплива. «Фактически розничная торговля нефтепродуктами сейчас убыточна, участникам рынка придется повышать цены на заправках», — указывает Турукалов.
«Оптовая стоимость АИ-92 на заводе Центрального федерального округа сейчас 55 000 руб. за тонну, в пересчете на литр — 40,5 руб.», — говорит эксперт ReutersKortes Максим Назаров. «В среднем издержки от завода до пистолета (с учетом доставки и обслуживания) составляют около 5 — 8 руб. за литр. Таким образом, справедливая стоимость АИ-92 составляет не менее 45 — 46 руб. за литр», — полагает Назаров. «Но при этом все независимые заправки вынуждены ориентироваться на ВИНК, а те пока удерживают цены на счет ранее купленного на НПЗ топлива», — добавляет эксперт.
Первая неделя торгов после сезона майских праздников, по данным «Алгоритм Топливный Интегратор», открылась резким торможением ценовых индексов на бензин марки Аи95 и дизельное топливо. «Вероятно, в адрес нефтяных компаний от регуляторов рынка поступила просьба приглушить по возможности взрыв оптовых цен, который наблюдался на протяжении двух предыдущих недель. Поведение оптовых цен на бирже становится непредсказуемым. К механизмам формирования рынка подключился административный ресурс с его собственным пониманием и возможностями регулирования в этой области. Нефть по-прежнему не опускается ниже 70 долларов за баррель, экспортные паритеты высоки, а российским ценовым индексам приказано идти собственным путем», — отмечает Виктор Костюков, эксперт «Алгоритм Топливный Интегратор».
По данным АТИ, шесть нефтеперерабатывающих заводов продемонстрировали снижение цен, самый заметный отмечен на Московском НПЗ, где цена сделок в начале этой недели обрушилась на 1 020 рублей за тонну до 55 280 рублей за тонну. На девяти — цены сделок повышались от плюс 140 рублей за тонну в Ангарске до 1 550 рублей за тонну на КИНЕФ. В сегменте бензина марки Аи92 производители в большинстве своем проявили единодушие: почти на всех заводах цены росли. Наиболее мощно (от 1 000 рублей за тонну) прирастали цены в Волгограде, Киришах, Салавате, Ачинске. Средняя цена по всем НПЗ повысилась на 560 рублей за тонну до 54 340 рублей за тонну. Радикально снизились цены на дизельное топливо. Так же, как и в бензиновом сегменте объемы предложений не выросли, но продавцы снизили ценовую планку. Средняя цена сделок установилась на значении 49 380 рублей за тонну, отступив от максимума на 530 рублей за тонну.
По мнению Виктора Костюкова, свой вклад в изменение цен на российском рынке нефтепродуктов вносит международная обстановка. «Опасения участников нефтяного рынка относительно угроз США выйти из ядерной сделки по Ирану оказались не напрасными. Соединенные Штаты возвращаются к режиму санкций против исламской республики, в том числе к эмбарго на экспорт нефти. Рынок на сообщения из Вашингтона отреагировал взлетом нефтяных фьючерсов до 77 долларов за баррель и выше. На этом фоне потянулись вверх мировые цены на нефтепродукты, почти линейно привязанные к цене сырья. По-прежнему основным стимулирующим фактором в этом необычном по темпам и длительности росте остается выведение внутреннего рынка в РФ на равнодоходность с экспортом. Пока же экспортная премия держится около 7–8 тыс. рублей за тонну бензина. Подогревает спрос ремонт НПЗ, начавшийся в апреле, что приводит к сокращению поставок бензина на внутренний рынок. По данным железнодорожных экспедиторов с января по апрель 2018 г. из ворот отечественных НПЗ на внутренний рынок выгружено 7,6 млн т автомобильного бензина против 8,1 млн т за такой же срок годом ранее. Рынок обеднел на 650 тыс. т. Этот фактор, полагаю, не из последних в ряду остальных, формирующих нынешний острый тренд на повышение. Убыток сформирован на крупных НПЗ – НОРСИ (минус 400 тыс. т), Омский НПЗ (минус 320 тыс. т), Самарская группа НПЗ и Рязанский НПЗ. На 270 тыс. т нарастил производство Московский НПЗ, но этот рост обусловлен слабой базой 2017 г., когда он почти весь первый квартал года стоял на ремонте», — считает Костюков.
Тем временем Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не ожидает, что рост цен в этом году превысит инфляцию. Как заявил изданию «Ъ» начальник управления ТЭКа ведомства Дмитрий Махонин, «ситуация под контролем». По его словам, ФАС принимает необходимые меры для устранения факторов роста цен: в Минфин внесены предложения по снижению акцизов до уровня, установленного при введении налогового маневра, выносятся предупреждения компаниям.
Кроме того, ФАС предложила повысить минимальный объем ежемесячных продаж бензина на бирже с 10 до 15% от уровня производства, а дизеля с 5 до 7,5%. По мнению ведомства, это позволит создать на рынке условия для стабилизации оптовых, а следом и розничных цен.
По мнению президента Независимого топливного союза (НТС) Павла Баженова, повышение объема торгов, безусловно, внесет вклад в стабилизацию ситуации на топливном рынке, но абсолютно решить проблему таким образом не удастся. «Конечно, это полезная мера, которая поможет частично снизить оптовую цену. А если стабилизируется оптовая цена, вслед за ней стабилизируется и розничная. Но это лишь один из инструментов. Сейчас в формировании рыночной стоимости топлива более 60% составляет налоговая нагрузка: НДС, НДПИ, акцизы, которые повышаются по 2 раза в год. Поэтому, если ведомство хочет изменить ситуацию на рынке топлива, нужно действовать комплексно», — рассказал «Нефтянке» Павел Баженов.
Говоря о причинах роста цены на топливо, эксперт указывает на «долгую политику сдерживания цен на опт и розницу». «Стоимость бензина и дизтоплива на оптовом рынке начала расти сразу после выборов. Теперь рынок отыгрывает предвыборную «заморозку» цен. Это и приводит к историческим ценовым максимумам, которые особенно негативно сказываются на независимых АЗС», — поясняет «нефтянке» Павел Баженов.
Как добавляет эксперт, при нынешней ситуации НТС ожидает, что розничная цена на топливо может повыситься в среднем на 5 руб.за литр относительно текущей стоимости.
Кристина Кузнецова