Разработчики новых проектов плавучих установок по добыче природного газа и производству СПГ стремятся воспользоваться успехом первых проектов, вводимых в промышленную эксплуатацию, чтобы заручиться поддержкой инвесторов и найти финансирование для новой волны проектов по производству сжиженного природного газа в рамках морских нефтегазовых проектов по всему миру. Однако во многих из них огромную роль играют китайские инвесторы, что в случае с реализацией проектов на территории Соединенных Штатов может привести к задержкам и переносам из-за развязанной американским президентом Дональдом Трампом торговой войны с Китаем.

Проблемы в реализации проектов строительства плавучих заводов по производству СПГ возникают не только в США. Проект Fortuna FLNG мощностью 3 млн т сжиженного природного газа в год в Экваториальной Гвинее был приостановлен после того, как в 2017 г. не удалось согласовать его условия с китайскими инвесторами, что привело к выходу из проекта одного из ключевых участников. Оператор британская компания Ophir разрабатывает Fortuna совместно с консорциумом OneLNG, совместным предприятием между Golar и Schlumberger, но гигант нефтепромыслового сервиса в мае 2018 г. решил выйти из этого проекта. По информации британской аналитической компании Westwood Energy, проблемой стало финансирование проекта, тогда как технологические решения доказали свою состоятельность. Так или иначе проект Fortuna FLNG почти развалился. Сейчас на оператора Ophir давят власти Экваториальной Гвинеи, подталкивая компанию к реализации проекта. Пострадал Golar, подписавший с сингапурской Keppel контракт на переделку СПГ-танкера Gandria в установку FLNG для проекта Fortuna. Возможно, это судно найдет применение в одном из других проектов Golar, если этот один из первых африканских проектов по производству сжиженного природного газа так и не будет реализован.

Сейчас Ophir предпринимает неимоверные усилия по спасению Fortuna FLNG, получив от правительства Экваториальной Гвинеи ультиматум — принять окончательное инвестиционное решение до конца 2018 г. Лицензия Ophir на разработку Block R на шельфе страны истекает в декабре, велика вероятность, что она не будет продлена. Хотя в августе этого года оператору Fortuna FLNG удалось подписать соглашение со швейцарским трейдером Gunvor о приоритетных поставках СПГ в адрес этой компании. Кроме того, недавно Ophir заявила о сокращении издержек в реализации этого проекта на 310 млн долларов, а также сообщила о планах переноса штаб-квартиры из Лондона в один из азиатских городов — центров современной бизнес-активности, чтобы снизить затраты в рамках своего проекта по сжижению природного газа. Ранее планировалось, что первый СПГ в рамках Fortuna FLNG поступит на рынок в 2021 г. Однако сейчас перспективы реализации этого проекта туманны.

Успешно развивается другой африканский проект Hilli Episeyo в Камеруне компании GolarLNG, использующий газ, добываемый французской компанией Perenco на месторождении Kribi. Проект введен в эксплуатацию в марте и отгрузил первую партию СПГ в мае этого года. Мощность Hilli Episeyo составляет 1,2 млн т в год, пока работают две линии по сжижению природного газа. Еще две протестированы, готовы к эксплуатации и ожидают роста добычи на месторождении Kribi. Запуск камерунского проекта свидетельствует в пользу недорогих решений по производству сжиженного природного газа в рамках шельфовых проектов: стоимость выпуска одного миллиона т СПГ в год в рамках Hilli Episeyo оценивается в 1 млрд долларов.

Тогда как 1 млн т сжиженного природного газа готовящегося к запуску в конце года проекта Prelude FLNG компании Shell мощностью в 3,6 млн т долларов в Западной Австралии будет в три раза дороже. Дело в том, что судно для проекта Prelude FLNG было создано с нуля на одной из южнокорейских верфей, тогда как для Hilli Episeyo был использован старый газовоз Hilli, построенный в далеком 1975 г., затем переделанный в установку FLNG на верфи Keppel в Сингапуре. Кроме того, в проекте были использованы конструкционные решения в виде модулей, которые оказались намного проще и дешевле при строительстве заводов СПГ.

Проект Golar в Камеруне — лишь второй по счету проект плавучего завода по сжижению природного газа после введенного в прошлом году в эксплуатацию PFLNG Satu компании Petronas, осваивающей месторождение Kanowit на шельфе Малайзии. Стоимость проекта оценивается в 10 млрд долларов, а мощность завода СПГ составляет 1,2 млн т в год. Сейчас Petronas готовится к запуску в 2020 г. своего второго плавучего завода FLNG2 на месторождении Rotan мощностью 1,5 млн т СПГ в год в 240 км от побережья малазийского штата Сабах.

По информации аналитика британской Westwood Energy Марка Адеосана (Mark Adeosun), сейчас компания Golar занимается инженерными и проектно-конструкторскими работами для BP с целью использования FLNG в проекте Tortue/Ahmeyim на границе между Сенегалом и Мавританией. Первый газ в этом проекте ожидается в 2021 г. Также Golar участвует в планируемом в Мексиканском заливе (США) проекте Delfin FLNG.

Этот проект плавучего завода, в котором Fairwood Group собирается использовать четыре судна FLNG на шельфе Луизианы для производства до 13 млн т СПГ в год, предполагает использовать поставляемый на побережье по газопроводу сланцевый газ. Компания планирует начать поставки с 2021 г., но окончательное инвестиционное решение по проекту еще не принято. В этом проекте FLNG значительную роль играют китайские инвестиции. Глава Delfin Фредерик Джонс год назад заявил о предварительной сделке на 15 лет с China Gas Holdings о поставках 3 млн т СПГ в год, начиная с 2021 г., а также о финансировании со стороны китайских банков этого проекта, стоимость которого оценивается в 8 млрд долларов США.

Еще один американский проект FLNG вблизи от побережья Луизианы — Main Pass Energy Hub — предполагает производство и экспорт 24 млн т СПГ в год (проект уже получил экспортное разрешение от американских властей). Main Pass Energy Hub занимается норвежская Global LNG Services. Компания предлагает в рамках проекта использовать два судна FLNG с собственным конструкторским решением GLS под названием Liqui-Max, позволяющего обеспечить капитальные затраты менее чем в 400 млн долларов на выпуск 1 млн т СПГ в год. В июне норвежцы выбрали Baker Hughes GE в качестве поставщика турбинной технологии для проекта.

Американская Western LNG выбрала китайский Wison в качестве подрядчика для проекта FLNG в Западной Канаде, в рамках которого предполагается направить запасы газа Британской Колумбии в виде СПГ на азиатские рынки. Еще в 2017 г. Wison построила для компании Exmar установку Caribbean FLNG мощностью 500 тыс. т в год. Однако сейчас судно возвращено на верфь китайской компании, где будет переделано под новый проект.

Среди других новостей о плавучих заводах СПГ есть сообщения о намерении британской New Age реализовать FLNG проекты в Камеруне и Конго-Браззавиле. В частности, в июне этого года компания подписала соглашение с камерунскими властями по проекту Etinde FLNG. Компания собирается начать производство СПГ в 2022 г. New Age уже заключила контракт на разработку проекта с консорциумом, возглавляемым SBM Offshore. Кроме того, итальянская Eni не так давно приняла окончательное инвестиционное решение по проекту Coral FLNG в Мозамбике. Запасы газового месторождения Area 4 в бассейне Ровума на шельфе этой африканской страны оцениваются в 450 млрд куб. м газа. Мощность Coral FLNG составит 3,4 млн т СПГ в год. Стоимость реализации проекта оценивается в 4,7 млрд долларов.

Отметим, что достигнутый прогресс проектов создания плавучих заводов по производству сжиженного природного газа доказал эффективность этой инновационной технологии. Главными проблемами проектов FLNG остаются привлечение финансирования и высокие капитальные затраты таких проектов, оказывающих негативный эффект на их конкурентоспособность. Ключевые факторы повышения эффективности таких проектов заключаются в сокращении затрат, в частности, использовании конструкционных решений, снижающих стоимость строительства плавучих заводов СПГ, а также коротком сроке с момента принятия окончательного инвестиционного решения до начала поставок сжиженного природного газа на рынки.

Мария Кутузова