Поправки в Кодекс торгового мореплавания могут усложнить НОВАТЭКу перевалку СПГ по Севморпути

НОВАТЭК обратился в министерство транспорта России с просьбой разрешить компании каботажные перевозки СПГ по Северному морскому пути судами не только под флагом РФ. Об этом сообщает Интерфакс со ссылкой на заявление главы компании Леонида Михельсона, которое тот сделал в ходе совещания по развитию Севморпути.

«Принятые поправки в Кодекс торгового мореплавания не позволяют использовать 15 газовозов проекта «Ямал СПГ» для каботажа между Сабеттой и перевалками без соответствующего разрешения правительства РФ», — сказал Михельсон, добавив, что компания «просит поручить Минтрансу инициировать разрешение на осуществление каботажных перевозок СПГ и газового конденсата этими судами». Как передает ТАСС, он также напомнил, что «по закону есть возможность у правительства в виде исключения это разрешить».

«КоммерсантЪ» отмечает, что в настоящее время рассматриваются и другие изменения законодательства, которые могут усложнить НОВАТЭКу построение логистической схемы для вывоза СПГ с Ямала. Сейчас компания собирается начать свой второй проект «Арктик СПГ», для чего ей нужны новые газовозы. Но по инициативе Минпромторга предлагаются новые поправки к КТМ (Кодекс торгового мореплавания — прим.), согласно которым вывоз СПГ, конденсата и нефти станет возможным только на судах российского производства.

Говоря о поправках в КТМ, предлагаемых Минпромторгом, в части запрета использования СПГ-газовозов иностранного производства на Севморпути, Михельсон отметил, что НОВАТЭК считает нецелесообразным рассмотрение этих поправок, но считает целесообразным рассмотрение закона о поддержке российского судостроения, передает агентство «Прайм».

«Ведомости» пишут о планах НОВАТЭКа организовать перевалку на Камчатке и в Мурманске, построив в бухте Ура Мурманской области, а также в бухте Бечевинская на восточном побережье Камчатки перевалочные терминалы для СПГ. Это позволит НОВАТЭКу сэкономить на количестве дорогих танкеров Arc7 и времени их использования.

НОВАТЭК заказал южнокорейской верфи DSME 15 судов общей стоимостью около $5,5 млрд. Как ранее заявлял Леонид Михельсон, осенью 2017г компания передала верфи «Звезда» предварительную заявку на изготовление еще около 15 таких судов. Как комментирует директор по исследованием Vygon Consulting Мария Белова, новый терминал позволит оптимизировать арктический танкерный флот, возможно даже снизив его плановую численность. Но, как указывает эксперт, потребуется большее число обычных газовозов.

«Намерение построить терминал в Мурманске не означает, что НОВАТЭК сопоставимо делит европейский и азиатский рынки по объему сбыта продукции», — говорит Белова. «Коммерческое предложение Северного морского пути в восточном направлении в течение всего года пока невозможно даже при наличии танкеров ледового класса. Без ледокольного сопровождения они могут пройти к Камчатке в лучшем случае пять месяцев в году и еще четыре месяца — с ледокольным сопровождением. Поэтому часть груза для Азиатско-Тихоокеанского региона в любом случае будет переваливаться на западном направлении, как это происходит сейчас», — заключает эксперт.

Кристина Кузнецова