Российская судоходная компания «Совкомфлот» получила первый из шести заказанных в Южной Корее Афрамаксов, использующих в качестве топлива сжиженный природный газ. Танкер будет ходить под либерийским флагом и уже законтрактован на ближайшие 10 лет англо-голландским концерном Shell. Танкер дедвейтом в 113,17 тыс. т был построен на южнокорейской верфи компании Hyundai Heavy Industries и в конце июля 2018 г. был передан «Совкомфлоту».

На сайте российской компании есть информация о сдаче в этом году той же верфью еще двух нефтяных танкеров, ходящих на СПГ — «Ломоносов» в сентябре и «Менделеев» в ноябре 2018 г. В феврале 2019 г. в распоряжение «Совкомфлота» поступит строящийся Hyundai Heavy Industries «Королев», в марте планируется передать «Вернадский», а в апреле — «Сэмюэль» (назван в честь основателя Shell Маркуса Сэмюэля), строящиеся дочерней Hyundai Samho Heavy Ind. Co. Ltd. Инновационные технические решения позволяют новым судам не только соответствовать новым международным нормам выбросов, но и превосходить их, выйти таким образом на новый стандарт безопасности. В дальнейшем строительство «зеленых» Афрамаксов предполагается локализовать в России и выпускать такие суда на верфи «Звезда» в Большом Камне в Приморском крае.

В апреле прошлого года «Совкомфлот» подписал с Shell соглашение о поставках сжиженного природного газа в качестве топлива для своих новых Афрамаксов. Как сообщает российская компания, суда будут работать в регионах Балтийского моря и Северной Европы. Поставка СПГ-топлива на танкеры будет производиться у терминала GATE (Gas Access to Europe) в Роттердаме со специализированного бункерного судна, а также на других пунктах заправки судов в акватории Балтийского моря.

Новые танкеры будут иметь ледовый класс, что позволит им в режиме круглогодичной навигации осуществлять экспортные перевозки из районов с ледовыми условиями, включая субарктические моря.  В феврале 2018 г. «Совкомфлот» и Shell договорились об эксплуатации двух танкеров на газомоторном топливе. Два из шести «зеленых» Афрамаксов будут работать по контрактам с англо-голландским концерном, первым из которых станет «Гагарин», а второй танкер в Shell ожидают в начале 2019 г.

«Совкомфлот» и англо-голландский концерн сотрудничают как в России, так и в зарубежных проектах, связанных с перевозкой нефти и сжиженного природного газа. Сейчас Shell активно задействует газовозы «Совкомфлота» в перевозке СПГ по всему миру.

Руководство российской компании прогнозирует устойчивый рост мирового рынка сжиженного природного газа в ближайшей и среднесрочной перспективе. Согласно прогнозам «Совкомфлота», в будущем у России есть возможность усилить свое присутствие на рынках СПГ за счет ввода крупнотоннажных проектов — третьей очереди завода «Сахалин-2», мощностей «Арктик СПГ-2», «Арктик СПГ-3», «Балтийский СПГ»

Среднетоннажные российские проекты «КС Портовая», «Высоцк СПГ», «Владивосток СПГ» помогут сформировать бункеровочные базы для флота, ходящего на сжиженном природном газе.

Компания активно задействована в перевозке сжиженного природного газа проекта «Ямал СПГ». «Совкомфлоту» принадлежит газовоз «Кристоф де Маржери», ставший судном, на котором была выполнена первая поставка сжиженного природного газа этого арктического проекта. Этим летом газовоз успешно преодолел маршрут Северного морского пути в восточном направлении, в рекордный для июльской навигации срок.

В августе 2018 г. «Совкомфлот» привлек газовоз «Псков» для транспортировки первой партии сжиженного газа с новой второй линии завода «Ямал СПГ». Судно было построено в 2014 г. для перевозки СПГ в рамках долгосрочного тайм-чартерного соглашения с «Газпром». В настоящее время судно находится в субчартере у «Ямал СПГ» и осуществляет перевозки газа с полуострова Ямал в направлении портов Западной Европы.

Мария Кутузова