Норвегия и Китай — два лидера мирового рынка электромобилей

К концу 2018 г. на норвежском рынке объемы реализации электрокаров и гибридов превысили показатели продаж автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Этому способствовали высокие налоги и цены на новые марки с ДВС на местном рынке. Так, стоимость Volvo XC90 в стране составляет 107,1 тыс. долларов, что дороже электрической Tesla Model X, продаваемой в Норвегии за 106 тыс. долларов. 

В отличие от космически дорогой Скандинавии, построившей на огромные налоги социализм для своих граждан, в продолжающем строить коммунизм Китае в течение длительного времени ставка делалась на активное развитие местных производителей, выпускавших самые дешевые в мире электромобили. Однако торговые войны, развязанные Трампом с целью поддержки экономики Штатов, привели к обратному эффекту: американские автоконцерны открывают новые заводы в Китае и развивают уже построенные в стране мощности по производству электромобилей. Илон Маск обещает выпустить первую китайскую Tesla до конца 2019 г. 

Rystad Energy прогнозирует на ближайшие годы полный переход скандинавского королевства на продажи электромобилей. Сейчас в Норвегии ежедневно реализуется по 300–400 электрокаров. Тогда как всего шесть лет назад, в 2013 г., около 300 электромобилей продавалось в месяц, что составляло порядка 3% от всех продаж автомобилей. Согласно оценкам экспертов аналитической компании, к концу 2018 г. объемы реализации электромобилей и гибридов в стране приблизились к 60% (в ноябре прошлого года доля проданных гибридов составляла 16%, а полностью электромобилей — 41%), что означает превышение этого показателя по сравнению с продажами машин, оснащенных только двигателем внутреннего сгорания. В декабре, по предварительным данным, этот показатель еще подрос. В целом же за весь прошлый год цифра будет меньше — порядка 48%. 

Однако уже к 2022 г. Rystad Energy прогнозирует рост доли реализуемых в Норвегии электромобилей до 90%, а к 2025 г. этот показатель приблизится к 100%, то есть в середине следующего десятилетия в стране произойдет полный переход на продажи электромобилей. Это соответствует поставленной норвежским правительством цели сокращения выбросов углекислого газа: перехода к 2025 г. на реализацию автомобилей с нулевой эмиссией этого парникового газа. Норвежцы утверждают, что из-за налогов на машины с ДВС стоимость владения электромобилем на 1 тыс. долларов в год дешевле. 

Отметим, что победное шествие электромобилизации на норвежском автомобильном рынке в четвертом квартале 2018 г. неожиданно обернулось здесь обвалом продаж Tesla на 40% за последние три месяца. Детище Илона Маска обязано потерями на одном из главных своих рынков началом масштабных продаж в Европе нового электромобиля Jaguar I-Pace. Норвежские богачи начали активно скупать кроссоверы известной марки: продажи электрических ягуаров выросли на 63% за квартал. Кроме того, за последние три месяца 2018 г. увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. продажи Nissan LEAF (на 162%), VW eGolf (на 32%), BMW i3 (на 31%), Renault Zoe (на 84%), Hyundai Ioniq (на 96%). В ответ Маск на Рождество пообещал в 2019 г. увеличить в два раза покрытие зарядными установками в Европе: от Норвегии до Турции, и начать в феврале этого года продажи в Норвегии Tesla Model 3. Следует отметить, впрочем, что в первом квартале текущего года на европейском рынке стартует Audi со своим электрокаром eTron, и это может негативно сказаться на реализации нового электромобиля Илона Маска. 

Однако рынок Норвегии не такой большой, чтобы повлиять на достижения его автоконцерна. В целом вторая половина 2018 г. стала очень успешной для Tesla, прежде всего, за счет роста продаж на американском рынке Model 3. На следующий год запланирован массированный выход с Model 3 и Tesla Model Y в Европе, а также начало производства этих моделей в Китае. Кроме того, у Маска новая идея Tesla Network. С 2016 г. автоконцерн выпускает электрокары, готовые на переход под управление автопилотом при условии установки дополнительного программного обеспечения (разрабатывается в настоящее время). В перспективе запуск Tesla Network позволит владельцам электромобилей зарабатывать на них в свободное от эксплуатации время в виде беспилотного такси.

Если Норвегия лидирует по темпам перехода на электромобили, Китай является лидером по числу продаваемых машин с электродвигателем: согласно предварительным оценкам, в 2018 г. в КНР реализовано более 1 млн электрокаров. Так, в январе-ноябре прошлого года продажи транспортных средств на новых (альтернативных) источниках энергии в Китае достигли 1,03 млн единиц, увеличившись на 68% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г.

На 2019 г. прогнозируется дальнейший рост реализации транспортных средств на новых источниках энергии в Китае. Маск открывает масштабное производство электрокаров в КНР: первая китайская Tesla должна быть выпущена во втором полугодии 2019 г., а в перспективе планируемая мощность фабрики в свободной зоне Шанхая составит 250 тыс. электрокаров в год. Среди прочих зарубежных автогигантов Daimler начнет в 2019 г. выпуск электромобилей в Китае. Речь идет об электрическом кроссовере Mercedes-Benz EQC. Тем временем основатель одного из крупнейших автомобилестроительных холдингов КНР — Geely — Ли Шуфу после приобретения китайским концерном 9,69% акций Daimler предложил расширить границы сотрудничества с Mercedes, ориентируясь на совместное производство электромобилей. Кроме того, концерн Geely объявил о создании совместного предприятия с крупнейшим местным производителем аккумуляторов CATL по выпуску автомобильных батарей. Panasonic собирается удвоить свои мощности по производству батарей для электромобилей в КНР. 

Tesla, Mercedes, Volkswagen, GM и другие автопроизводители готовятся в ближайшие годы представить новые электрокары в Китае. Так, GM планирует начало продаж гибридного седана Buick Velite 5. Skoda в 2020 г. запускает серийный электрокроссовер Vision E. В планах на ближайшие годы у Mercedes 10 электрических моделей, а у Volkswagen — 15 электрокаров и гибридов. Ford запустил в производство свой гибрид в 2018 г., а к 2025 г. электрифицирует большую часть своего модельного ряда в Китае.  Однако пока китайский рынок демонстрирует засилье местных брендов, составляющих сегодня до 97% парка электромобилей КНР. 

Эксперты предупреждают, что китайский рынок электрокаров может серьезно пострадать из-за сокращения господдержки. В 2019 г. государственные субсидии для граждан на покупку электромобилей в Китае сократятся на 30%, а в 2020 г. субсидирование может быть полностью отменено. Однако главный стимул для приобретения электрокаров заключается в жесточайших ограничениях на продаваемые новые номера на автомобили с ДВС (реализуются в КНР ходе лотереи). Тогда как в отношении электромобилей такие ограничения не действуют, более того выдача номеров на них бесплатна. Этот барьер никто пока не отменяет. Кроме того, еще в 2007 г. Китай заявил, что рассматривает возможность поэтапного отказа от транспортных средств, использующих традиционные виды топлива.

В Rystad Energy отмечают, что сегодня на пассажирский автотранспорт приходится порядка 23% мирового спроса на нефть, если электромобили смогут заместить примерно половину существующего автопарка с двигателем внутреннего сгорания, это приведет к сокращению глобального потребления нефти на 13 млн баррелей в сутки (эти объемы эквивалентны спросу на нефтепродукты в Китае в течение прошлого года).

Мария Кутузова