В послевоенный период в советской нефтянке, кроме ускоренного развития Волго-Уральской нефтегазоносной провинции, было еще несколько важных точек роста. Особое место среди них занимали каспийские морские нефтепромыслы. 

Первым инициатором морской нефтедобычи на Каспии был горный инженер Витольд Згленицкий. В 1896 году, в период активного освоения бакинских нефтепромыслов, Згленицкий разработал проект бурения скважин с искусственного острова в Биби-Эйбатской бухте у побережья полуострова Апшерон. Этот проект был отклонен, но почти через 30 лет, уже в советское время, к нему вернулись — в 1924 году специалисты треста «Азнефть» построили в бухте Ильича (сейчас — Баил Лиманы) нефтяную платформу на деревянных сваях. Это сооружение, находившееся в 300 метрах от берега на 6-метровой глубине, выглядело вполне солидно — его площадь составляла около тысячи квадратных метров. 

Двадцать лет спустя, сразу же после войны, в акваторию Каспия отправилась геофизическая экспедиция Академии наук Азербайджанской ССР, открывшая морские месторождения Гюргяны и Банка Дарвина. Кроме того, созданное в 1947 году объединение «Азнефтеразведка» под руководством будущего министра газовой промышленности СССР Сабита Оруджева оконтурило перспективную структуру в районе рифа Черные Камни в 42 км от берега.

14 ноября 1948 года на эту отдаленную каменную гряду высадился морской десант под руководством министра нефтяной промышленности СССР Николая Байбакова — человека, внесшего огромный вклад в развитие советской нефтянки в послевоенный период. Отметим, что участие руководителя высокого ранга в столь небезопасной венчурной операции было крайне необычным для того времени. Но «генеральский эффект» здесь сработал позитивно — проект, поддержанный на высшем отраслевом уровне, развивался стремительно и успешно. Ровно через год бригада опытного бурмастера, будущего Героя Социалистического Труда, Михаила Каверочкина получила с глубины около 1000 метров фонтанную нефть с суточным дебитом 100 тонн. В качестве буровой платформы использовался затопленный буксир. Открытое месторождение получило название Нефтяные Камни (Нефт Дашлары), его начальные извлекаемые запасы составили более 200 млн тонн нефти. 

Промышленная разработка Нефтяных Камней началась в 1951 году — первый танкер доставил продукцию месторождения в нефтеналивной порт Дюбенди на Апшероне. На следующий год впервые в мировой практике здесь была построена металлическая эстакада, соединившая искусственные острова — борта затопленных кораблей — списанных буксиров и траулеров Каспийского морского пароходства. 

В 1958 году на эстакадах началось возведение поселка — этакой «каспийской Венеции». Были построены нефтесборный пункт, две электростанции мощностью 250 кВт, котельная, очистные установки, 16 двухэтажных общежитий вахтовиков, больница, баня и даже здание филиала  Бакинского нефтяного техникума. По эстакадам осуществлялось автомобильное движение. На воде возник полноценный поселок городского типа с вахтовым населением около 2 тыс. человек. 

В 1960 году Нефтяные Камни посетил советский лидер Никита Хрущев, оперативно решивший несколько наиболее серьезных организационных проблем освоения месторождения. В частности, Никита Сергеевич разрешил на промысле высотное строительство (до 9 этажей) и использование вертолетов для доставки вахты и материально-технического обеспечения. 

Все это способствовало существенному росту добычи, которая в 1967 достигла пикового значения — 7,6 млн тонн нефти в год. Нефтяные Камни, дававшие большую часть азербайджанской нефти, стали крупнейшим в мире морским нефтяным месторождением. Но главное – это не добычные рекорды, а то, что на Нефтяных Камнях впервые в стране и мире был отработан полный цикл нефтяных офшорных технологий — от геологоразведки до транспортировки сырья по подводному трубопроводу. Нефтяные Камни стали настоящей школой подготовки инженерно-технических и научных кадров для всех морских нефтепромыслов Советского Союза. 

Нефтяные Камни и сегодня, спустя почти 70 лет после начала эксплуатации, продолжают активно работать, давая в год более 1 млн тонн нефти.