Н•двп≠л•• ѓаЃђлбЂл ПЂЃ•ив®, Ргђл≠®пПротивником антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны была так называемая «Ось Рим – Берлин – Токио». Сокращенно – «Ось». Помимо Германии, Италии и Японии, в альянс входила Венгрия, Румыния и Болгария.

Что же представляла нефтяная отрасль «Оси» в войну, которая, безусловно, была «войной моторов»? Попробуем рассмотреть положение на период наивысших успехов противников Антигитлеровской коалиции.

Согласно официальным данным, по итогам 1939 года добыча нефти в Румынии составила 6,2 млн тонн, в Германии – 650 тыс. тонн, в Японии – 380 тыс. тонн, включая добычу на оккупированном Японией в 1895 году после Японо-китайской войны Тайване. В 1940 году добыча Румынии упала на 100 тыс. тонн, а вскоре статистическая информация из Германии и Японии перестала поставляться в Лигу Наций и, следовательно, пропала из международной официальной статистики. В 1941 году Румыния добыла 5,6 млн. тонн нефти.

Что же касается Японии, то под ее контроль в марта 1942 года перешла Нидерландская Индия (современная Индонезия), где в 1939 году было добыто 7,9 млн. тонн нефти, а в1940 году – уже 8,4 млн тонн. Еще 350-400 тыс. тонн нефти добывалось из нефтеносных сланцевых пород на территории формально независимой Манчжурии. Синтетической нефти, по различным и весьма противоречивым данным, производилось от 300 тыс. тонн до 800 тыс. тонн.

Острая нехватка нефти привела к тому, что Германия вынуждена была активно развивать технологии переработки в синтетический бензин каменного и бурого угля, которого было добыто, соответственно, 200 млн. тонн (данные 1939 года) и 195 млн тонн (данные 1938 года).

В целом же (здесь и далее – без учета данных по СССР), на долю стран Антигитлеровской коалиции на 1939 год приходилось 97% общего объема добычи нефти и 70% от общего объема добычи каменного угля. Собственно Германия добывала лишь четверть процента от мирового объема добычи нефти и 15,5% от мировой добычи каменного угля.

ЯѓЃ≠б™®• °гаЃҐл• ≠† С†е†Ђ®≠•, 1930-•По информации Советского справочника «Страны мира» на 1942 год, если довоенные запасы добытой нефти, имевшейся в распоряжении Германии и ее сателлитов, колебались в пределах шести-семи миллионов тонн, то в 1941 году они упали до 5,5-6,5 млн тонн, а к 1942 году должны была снизиться уже до двух миллионов тонн. Добыча нефти (главным образом – румынской) должна была в 1941 года достичь 5,5 млн тонн, а в 1942 году прогнозировалась на уровне шести миллионов тонн. Производство синтетического бензина должно было вырасти с трех-четырех миллионов тонн в 1940 году до стабильных четырех миллионов тонн в 1942 году.

Зависимые от Германии территории вносили в энергетическую безопасность Третьего рейха более чем скромную лепту. В Австрии в 1938 году добывалось 226 тыс. тонн каменного угля и около 3,5 млн. тонн бурого угля, в Болгарии – 145 тыс. тонн каменного угля и 1,9 млн тонн бурого угля. Венгрия в 1939 году добыла 103 тыс. тон нефти, 1,1 млн. тонн каменного угля и 9,5 млн. тонн бурого угля. Бельгия в 1940 году добыла 25,6 млн тонн каменного угля. Нидерланды в 1939 году извлекли из недр 12,9 млн тонн каменного угля и 197 тыс. тонн бурого угля. Польша – 523 тыс. тонн нефти и 38,1 млн тонн каменного угля.

Румыния, помимо нефти, по данным на 1939 год, добывала еще около 290 тыс. каменного и 2,2 млн тонн бурого угля. Франция, разгромленная в 1940 году, в 1939 году добывала 70 тыс. нефти, 47,6 млн тонн каменного и 1,1 млн тонн бурого угля. Чехословакия (в 1938 году) – 13,8 млн тонн каменного и почти 13 млн тонн бурого угля, Югославия (в 1939 году) – 446 тыс. тонн каменного угля и 5,6 млн. тонн бурого угля.

Что же касается Италии, то здесь картина была куда более грустной. Нефти в стране не добывалось и десятой доли процента мировой добычи, а каменного угля страна извлекала из недр около 0,1% от мировых объемов (960 тыс. тонн), а также 1,3 млн тонн бурого угля ( в обоих случаях – данные 1938 года). На предвоенный 1938 год через контролируемый Великобританией Гибралтарский пролив шли 89% всего импортируемого угля и 70% всей импортируемой нефти. Впрочем, Суэцкий канал для итальянцев был также закрыт с 1939 года.

Япония добывала 0,2% от мировой добычи нефти (в лучшие годы – до 380 тыс. тонн) и 5,4% от мировой добычи угля (около 53 млн тонн на 1938 год включая добычу в Корее). Все это мизерное количество энергоносителей необходимо было как-то разделить 2700 боевых самолетов и 4500 танков (официальные данные на 1940 год), а также мощный военно-морской флот. В нем по официальным данным 1941 год было 12 линейных кораблей (еще пять в постройке), 23 авианосца и авиатранспорта (еще пять в постройке), 15 тяжелых крейсеров, 32 легких крейсера (еще два в постройке), 126 эскадренных миноносцев и миноносцев (еще восемь в постройке), 85 подводных лодок (29 в постройке) а также 232 вспомогательных судна.

Николай Манвелов