Нефтепроводные стройки

1790_370m370Несмотря на обвальное падение добычи нефти в  90−е годы прошлого века, Россия столкнулась с острой нехваткой экспортных мощностей. С распадом СССР за границей остались два крупных нефтеотгрузочных порта — Вентспилс и Одесса. Порты Новороссийск и Туапсе, хотя и остались на территории России, но прокачка нефти в этом направлении находилась под контролем Украины. На участке между Самарой и Ростовом-на-Дону, магистральный нефтепровод, идущий к Чёрному морю, как будто специально делал поворот в сторону Лисичанска. При желании, Украина могла в любой момент остановить экспорт нефти через южные порты, закрыв вентиль, установленный в  Лисичанске. До этого дело не дошло, но, понимая степень своего влияния, соседи установили исключительно высокие тарифы на транспортировку российской нефти. Ежегодно Россия платила около $600 млн за пользование инфрастуктурой, оставшейся в странах бывшего СССР.

Свободные мощности оставались на экспортном нефтепроводе «Дружба», но он оставался недозагруженным. Эта «труба» строилась для снабжения нефтью стран Восточной Европы, промышленность которых находилась в кризисе. Потребность в нефти на этом направлении снизилась, да и платежёспособность восточноевропейских стран, привыкших к льготным условиям поставок сырья из СССР, вызывала большие сомнения.

На востоке быстро набирал силу Китай, которому требовалось многократное увеличение поставок нефти. Россия не могла воспользоваться преимуществами растущего азиатского рынка, поскольку совершенно не имела транспортных мощностей на этом направлении.

К концу 90−х стали ясны три главные задачи, стоящие перед «нефтянкой» России: прорубить собственное «окно в Европу» на  Балтийском море, избавиться от контроля Украины на черноморском направлении и  создать маршрут для поставок нефти на азиатский рынок, прежде всего в  Китай.

Суходольная-Родионовская

Решить проблему с транспортировкой нефти в  южные порты оказалось несложным делом. Строительство нефтепровода в обход украинской территории оценивалось в $120 млн, тогда как ежегодные платы достигали $70 млн. После того, как очередные переговоры с Украиной о снижении тарифа окончились провалом, «Транснефть» объявила о незамедлительном начале прокладки трубопровода на участке Суходольная-Родионовская. 27 ноября 2000 года вышло распоряжение правительства N1686−р, в котором предписывалось «утвердить в двухнедельный срок программу и  график строительства участка нефтепровода Суходольная-Родионовская», а. «администрации Ростовской области оказывать содействие компании „Транснефть“ в  решении вопросов, связанных со строительством участка нефтепровода». Строительство велось небывалыми темпами — работы шли сразу на нескольких участках в круглосуточном режиме. 17 сентября 2001 года, менее, чем через год после выхода распоряжения правительства, участок нефтепровода протяжённостью 259 км и мощностью 28 млн тонн нефти в год был готов к работе.

sukhrod

Балтийская трубопроводная система

Вначале проект строительства мощного порта на российском побережье Балтийского моря оценивался весьма скептически. Акватория Вентспилса никогда не замерзает, в то время как российское побережье зимой покрывается весьма толстым льдом. Тем не менее, в середине 2000 года началась реализация проекта создания Балтийской трубопроводной системы, включающего строительство порта Приморск и подводящих к нему трубопроводов. В  декабре 2001 года заработала первая очередь БТС мощность 12 млн тонн нефти в  год. Осознав, что него появился конкурент, Вентспилский порт начал снижать тарифы. Но «Транснефть» было уже не остановить — в начале 2003 году мощность БТС была увеличена до 18 млн тонн. Вентспилс предложил российским нефтяным компаниям очень выгодные условия отгрузки нефти, но «Транснефть» просто исключила его из возможных направлений для экспорта нефти. К концу 2003 года БТС уже могла транспортировать 30 млн тонн нефти в год, к началу 2004 года — 42  млн тонн нефти в год. В 2006 году мощность БТС достигла 74 млн тонн нефти в  год, благодаря чему появился небольшой профицит экспортных мощностей на  северном направлении. В 2007 году возник конфликт с Белоруссией, ранее считавшейся надёжным партнёром. Для исключения подобных проблем в 2009 году началось строительство БТС-2 стартовой мощностью 30 млн тонн нефти в год с  возможностью расширения до 50 млн тонн нефти в год. Реализация проектов БТС и БТС-2 обеспечила полную независимость России от транзитных стран.

bts

Восточная Сибирь-Тихий океан

Потребление нефти в Европе остаётся стабильным уже много лет, тогда как азиатские страны испытывают нехватку энергетических ресурсов. Летом 2002 года НК «ЮКОС» договорилась с China National Petroleum Corporation о строительстве нефтепровода Ангарск-Дацин. Эти планы были скорректированы в связи с арестом Михаила Ходорковского и  банкротством «ЮКОСа». Нефтепровод получил название Восточная Сибирь-Тихий Океан (ВСТО), первая очередь которого предусматривала строительство нефтепровода от Ангарска до Сковородино с ответвлением на Дацин, вторая очередь — выход к Тихому океану и строительство порта Козьмино. Суммарная протяжённость нефтепровода составила 4740 км, мощность — 50 млн тонн нефти в  год. Транспортная система ВСТО была введена в эксплуатацию в 2012 году.

vsto

Нефтепроводное изобилие

Успешная реализация сразу нескольких крупных проектов позволила преодолеть нехватку мощностей для экспорта нефти. Более того, стал образовываться профицит. В 2011 году свободные мощности «Транснефти» на западном направлении достигли 39,5 млн тонн в год. К 2012 году «Транснефть» располагала уже более, чем 50 млн тонн в год свободных мощностей на западном направлении.

Все поставленные задачи по строительству нефтепроводов и экспортных терминалов успешно выполнены. Нефтяные компании могут выбирать маршруты для экспорта нефти исходя из собственных предпочтений.

productionoil

Создание новых транспортных систем для экспорта нефти представляется нецелесообразным. Значительного увеличения добычи нефти в России не ожидается, а с учётом увеличения переработки сырья внутри страны экспортные поставки могут даже снизиться.