18 декабря 1958 года на проходившей в Праге X сессии Совета экономической взаимопомощи, объединявшего большинство стран социалистического лагеря, по инициативе советского лидера Никиты Хрущева было принято решение о строительстве магистрального нефтепровода из СССР в Польшу, ГДР, Чехословакию и Венгрию. 

В соответствии с подписанными в следующем году межправительственными соглашениями, каждая страна, действуя в формате долевого участия, обязалась поставить для «стройки века» необходимые материалы, оборудование, машины, механизмы и трудовые ресурсы. Магистраль получила знаковое название – «Дружба». 

В соответствии с проектом, разработанным московским институтом «ГИПРОтрубопровод», труба общей длиной около 6 тыс. км начиналась в татарском Альметьевске – центре крупнейшего в СССР нефтедобывающего района — и шла на запад через Куйбышев (ныне — Самара), Пензу, Липецк, Орел и Брянск. Около белорусского Мозыря трасса разделялась на две части. Северная проходила через Польшу в ГДР, упираясь в город Шведт, где сразу же началось строительство НПЗ. Южная ветка через Украину вела к Братиславе, Праге и Будапешту, вновь разветвляясь в венгерском городе Шаги. 

Трасса нефтепровода была исключительно сложной – магистраль пересекала Полесские болота, Карпатские горы, более 20 крупных судоходных рек, включая Волгу, Оку, Десну, Дон, Припять, Днепр, Днестр, Вислу и Дунай, а также сотни малых рек, и множество автомобильных и железных дорог. Несмотря на все это, строительство, начатое 10 декабря 1960 года на самом сложном, карпатском, участке, благодаря высокой механизации и четкой организации шло очень быстрыми темпами. Насосные станции поставлялись из ГДР, средства автоматики — из Венгрии, трубопроводная арматура и клапаны — из Чехословакии. Поставку труб различных диаметров – от 530 до  1020 мм — и основные строительно-монтажные работы обеспечивали советские предприятия.

14 января 1962 года, всего через 13 месяцев после начала мега-стройки, был сдан в эксплуатацию первый пусковой участок Мозырь – Броды. В Бродах (Львовская область) нефть переваливалась на железнодорожный транспорт и поступала в Чехословакию. Вскоре заработал участок до Ужгорода, и нефть «Дружбы» пришла в Венгрию, а затем в Польшу и ГДР. «Сквозное движение» нефти по трубе было открыто 15 октября 1964 года, по злой иронии судьбы — аккурат к снятию Хрущева с должности первого секретаря ЦК КПСС.

«Дружба» с ее беспрецедентной длиной и 80 насосными станциями была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый протяженный нефтепровод в мире. Первоначальная мощность нефтепровода составляла 30 млн тонн в год, но через 10 лет за счет второй нитки диаметром 1220 мм объем прокачки почти удвоился. В 1978 году было сооружено ответвление от «Дружбы» через город Унеча на Брянщине к нефтеналивным терминалам в Литве (Бутинге) и Латвии (Вентспилс).

«Дружба» — проект уникальный. Беспроигрышный в идеологическом и политическом плане как символ «нерушимой братской дружбы» народов СССР и социалистических стран, трубопровод оказался очень экономически эффективным. «Дружба» создала не только огромную по масштабам инфраструктуру, где работают десятки тысяч людей из разных стран, но и основной стандарт советской, а ныне российской экспортной нефти – «уральскую смесь», Urals, под которую специально спроектированы и построены несколько крупных европейских НПЗ. 

Распад в конце 80-х годов социалистического лагеря и Совета экономической взаимопомощи, последовавший за этим коллапс СССР в 1991 году и полное изменение бизнес-модели трубопровода ничуть не поколебали эту мощную нефтетранспортную систему.

Сегодня разными участками «Дружбы», протянувшейся почти на 9 тыс. км, владеют сразу 7 компаний – «Транснефть» (Россия), «Гомельтранснефть» (Белоруссия), «УкрТатНафта» (Украина), PERN (Польша и Германия), Transpetrol (Словакия), Mero (Чехия) и MOL (Венгрия). Трубопровод ежегодно перекачивает более 66 млн тонн нефти и обеспечивает своим владельцам миллиарды долларов чистой прибыли, потому что «Дружба» всегда сильнее вражды!