Минприроды прогнозирует рост перевозок по трассе Севморпути

Министерство природных ресурсов и экологии подготовило прогноз объемов транспортировки добываемого в Арктической зоне России минерального сырья в акватории Северного морского пути. Согласно оценкам министерства, грузопоток минерального сырья по СМП в рамках действующих инвестиционных проектов уже к 2026 г. достигнет 42 млн т, из них углеводородного сырья — 41 млн т.

Как сообщает Минприроды, прогноз грузопотока выполнен по двум сценариям. В первом (базовом) учитывались только утвержденные проекты разработки месторождений. Второй предполагает дополнительный учет лицензионных обязательств и планов компаний. В основу базового сценария положены проекты разработки месторождений, утвержденные Центральной Комиссией по согласованию технических проектов разработки месторождений Роснедра, входящего в Минприроды России. Результаты позволяют получить сведения, необходимые для планирования развития транспортной инфраструктуры, в том числе оценки потребности в грузовых судах различных типоразмеров и ледовых классов и определения задач ледокольного обеспечения.

Согласно докладу, перевозка добываемого минерального сырья определяет основные объемы грузопотока в акватории Севморпути — от Карского до Чукотского морей. Реализуются 10 инвестиционных проектов по освоению минеральных ресурсов, связанных с использованием морской схемы транспортировки СМП, из которых 5 нефтегазовых и 5 предполагают разработку руд и угля. В период с 2017 г. по 2026 г. возможен значительный прирост грузопотока. Причем рост произойдет уже в 2018 г. — до 7–12 млн т грузов в год. Можно прогнозировать, что объемы круглогодичного вывоза СПГ, конденсата и нефти достигнут уровня 41 млн т к 2026 г. На сайте министерства можно ознакомиться с полной версией прогноза Минприроды России по объемам морской транспортировки минерального сырья, добываемого в Арктической зоне Российской Федерации.

«Главная задача — заранее спланировать необходимое количество судов различных ледовых классов и типоразмеров, которые будут задействованы для транспортировки грузов по трассам Севморпути, оценить потребность в ледокольном обеспечении. Так как основным драйвером для развития Севморпути является транспортировка полезных ископаемых, то уже сейчас очевидно, что в ближайшие годы загруженность морских трасс будет полностью зависеть от эффективности работы добывающих компаний по взятым на себя лицензионным обязательствам и темпов освоения месторождений. По базовому сценарию, то есть исходя из утвержденных проектов разработки месторождений, мы прогнозируем резкое увеличение грузопотока минерального сырья к 2026 г. — до 42 млн т, а с учетом планов добывающих компаний — до 73 млн т. При этом значительный прирост грузопотока начнется уже со следующего года», — прокомментировал прогноз на своей странице в социальной сети Facebook министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской.

Как сообщает Минприроды, предварительный вариант прогноза был рассмотрен на заседании рабочей группы «Обеспечение экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов» Государственной комиссии по вопросам развития Арктики под председательством министра природных ресурсов и экологии РФ С. Е. Донского. В заседании приняли участие представители профильных министерств и крупных добывающих компаний (ЛУКОЙЛ, «НОВАТЭК», «Роснефть», «Газпром», «Газпром нефть», ГМК «Норильский никель» и «Первая горнорудная компания»), администрации Ямало-Ненецкого и Ненецкого АО, Архангельской области, ФГКУ «Администрация Севморпути», Центр обеспечения деятельности Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, научные, консалтинговые и природоохранные организации. На заседании рабочей группы была отмечена необходимость регулярной (не реже 1 раза в полгода) корректировки представленного прогноза — по результатам мониторинга развития проектов освоения минеральных ресурсов.

Нина Маркова