(см. первая часть)

Новороссийск в новой России

Смену вех — распад Союза и создание суверенной России — новороссийский нефтяной терминал «Шесхарис» пережил довольно безболезненно. Во всяком случае, его собственник — Главтранснефть — не сменился, а преобразовался в ПАО «Транснефть». 

Более того, расширилась ресурсная база нефтепорта. Если раньше «Шесхарис», в основном, отгружал на экспорт западно-сибирскую нефть сорта Siberian Light, поступавшую по системе магистральных нефтепроводов Тихорецк-Новороссийск (нитки 1, 2 и 3) и Крымск — Грушовая, то после 1996 года к этому ресурсу добавилась азербайджанская нефть. Дело в том, что в 1996 году в реверсивный режим перешел 1330-километровый трубопровод Новороссийск — Баку, построенный в 1983 году для прокачки западно-сибирской нефти на азербайджанские НПЗ. Трасса устойчиво работает и по сей день; помехой не стал даже пуск в 2006 году мощного магистрального трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД; подробнее – в материале «Контракт века»).

В 2002–2005 годах «Шесхарис» был реконструирован, а в 2012 году здесь началась еще одна, более масштабная, реконструкция, которая завершится в 2025 году. Мощность огромного терминала, занимающего площадь 260 гектаров, в настоящее время выросла до 65 млн тонн в год (фактически отгружается 50 млн тонн в год). 

Основные объекты терминала уже отремонтированы, модернизированы или построены заново – 8 причалов общей протяженностью 2 км и глубиной от 4 до 23 метров; хранилище с 52 резервуарами общей емкостью 1,53 млн кубометров с раздельным наливом нефти, мазута, дизельного топлива и бензина; тоннель с девятью технологическими трубопроводами диаметром от 300 до 1200 мм (продукт по нему идет самотеком за счет значительного – 56 метров – перепада высот); три железнодорожные сливные эстакады, административно-бытовые, транспортные, инженерные, лабораторные и сервисные объекты, а также крупнейшие в «Транснефти» очистные сооружения производительностью 700 кубометров в час.

За свою 57-летнюю историю «Шесхарис» отгрузил на экспорт астрономическое количество нефти и нефтепродуктов — около 1,7 млрд тонн!

Труба из Тенгиза

В 2001 году значимость Новороссийска как нефтепорта резко выросла — начал работу Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) — 1511-километровый нефтепровод Тенгиз — Новороссийск. Конечным пунктом КТК стал поселок Южная Озереевка на окраине Новороссийска, где был построен морской терминал с выносными причальными устройствами («поплавками») и береговым резервуарным парком. 

Сначала по КТК прокачивалась нефть только одного сорта — Tengiz, с гигантского Тенгизского месторождения в западном Казахстане, но затем к трубе подсоединились и другие поставщики, включая Karachaganak Petroleum Operating, North Caspian Operating Company, «КазМунайГаз» и «Роснефть». После масштабной реконструкции, занявшей 8 лет и завершившейся в 2017 году, годовая пропускная  способность КТК увеличилась с первоначальной 28 млн тонн до 67 млн тонн. 

В 2019 году в связи с ростом нефтедобычи на Тенгизе, Карачаганаке и Кашагане (гигантское шельфовое месторождение, пущенное в эксплуатацию в 2016 году) акционеры КТК приняли программу устранения узких мест, предусматривающую расширение пропускной способности трубопровода как минимум до 72,5 млн. тонн нефти в год. Работы стоимостью 600 млн долларов продлятся до конца 2023 года на всех 15 нефтеперекачивающих станциях и морском терминале «Южная Озереевка». Три четверти всех капиталовложений и объемов строительно-монтажных работ приходится на российский сегмент трубы. 

В 2020 году объем годовой отгрузки нефти КТК из-за ограничений по сделке ОПЕК+ составил 59 млн тонн; в текущем году этот показатель, скорее всего, вырастет, притом что у консорциума есть существенный резерв мощности. В целом по объему прокачки КТК сопоставим с нефтепроводом «Дружба»( см. материал «От Татарии до Паннонии») и существенно превышает БТД. 

Всего за 20 лет работы по системе КТК на мировой рынок поставлено около 750 млн тонн нефти (650 млн тонн казахской и  100 млн тонн российской); из Южной Озереевки в дальнее плавание отправлено около 7 тыс. танкеров.

Как видим, особую значимость КТК имеет для Казахстана — по этой трубе прокачивается более трех четвертей всей казахской экспортной нефти. Весьма заметную роль КТК играет и в России — по итогам 2020 года оператор российского сегмента КТК-Р возглавил рейтинг стивидорных компаний и  грузовых терминалов страны, обогнав Новороссийский морской торговый порт, обрабатывающий сухие, навалочные и генеральные грузы, а также нефтепорт Приморск, конечную точку Балтийской трубопроводной системы (о нем мы поговорим отдельно, в следующей публикации данного цикла). Кроме того, КТК-Р, зарегистрированный в Новороссийске — крупнейший налогоплательщик Краснодарского края.

Что касается перспектив, то они у КТК весьма неплохие, поскольку добыча нефти в Западном Казахстане постоянно растет (см. материал «От моря до моря»).

…И еще немного мазута

Суммарно «Шесхарис» и «Южная Озереевка» отправляют на экспорт более 100 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год, что делает Новороссийск крупнейшим нефтепортом не только России, но и Европы. Но и это еще не все — в Новороссийском порту работает еще и мазутный терминал, принимающий темные нефтепродукты из железнодорожных цистерн на двух эстакадах слива, рассчитанных на одновременную обработку 108 цистерн.

Вместимость резервуарного парка терминала — 120 тыс. кубометров, годовая мощность – 5 млн тонн; погрузка судов осуществляется на двух специализированных причалах, позволяющих принимать танкеры длиной до 200 метров, осадкой до 13 метров и водоизмещением до 60 тыс. тонн. 

Григорий Волчек