Российская компания активизировалась в борьбе за рыночную долю. 18 октября поставлен новый абсолютный рекорд поставок газа в дальнее зарубежье – 578,9 млн куб. м. Ориентируясь на реализацию новых экспортных планов, «Газпром» пересматривает финансовые программы на текущий год и увеличивает инвестиции в долгосрочные проекты. Вложения до конца года вырастут на более чем 11 млрд рублей (по сравнению с Инвестиционной программой, принятой в конце 2015 г.) и превысят 853 млрд рублей. Правда, одновременно руководство газового холдинга решило обновить и программу оптимизации расходов (сокращения затрат) на 2016 г., эффект от реализации которой оценивается в 16 млрд рублей.
«Зима еще не началась, а спрос на российский газ в дальнем зарубежье такой, как будто настали сильные морозы в Европе. Это еще одно доказательство тому, что российский газ высоко конкурентоспособен и крайне востребован на европейском рынке. Что новые газотранспортные маршруты для его надежной поставки – «Северный поток-2» и «Турецкий поток» – нужны зарубежным потребителям», – распространила заявление главы «Газпрома» Алексея Миллера пресс-служба компании.
Сегодня главные угрозы для экспорта российского газа – развитие сланцевой газодобычи в Соединенных Штатах и за их пределами, а также формирование мирового рынка поставок сжиженного природного газа. В российской компании утверждают, что тщательно следят за новыми трендами на зарубежных рынках. Выводы «Газпрома» из этих наблюдений следующие. В средней и долгосрочной перспективах США останутся главным производителем сланцевого газа, а его разработка в других регионах будет ограничена небольшим числом стран. Кроме того, в России разработка газа сланцевых пород нецелесообразна, поскольку газодобыча в РФ обеспечена традиционными запасами в обозримой перспективе.
В «Газпроме» убеждены, что «на европейском рынке американский СПГ проигрывает конкуренцию трубопроводному газу, поставляемому из России. Начавшийся в этом году экспорт американского СПГ с восточного побережья США, по мнению специалистов российской компании, наиболее перспективен для поставок в Латинскую Америку.