Обзор крупнейших нефтеналивных портов восточного Средиземноморья: Сирия, Ливан, Израиль

Во имя матери

Латакия известна со времен финикийцев под названием Рамита. Позднее греки переименовали город в Левке Акта («белый берег»), а затем в Лаодикею, в честь матери царя Селевка I. В 638 году н.э. захвачен арабами, в 1097 году — крестоносцами, спустя 90 лет отвоеван назад Саладином. С XVI века до Первой Мировой войны — в составе Османской империи. После войны, распада империи и короткого царствования  первого и последнего короля Сирии Фейсала I (низложен в 1920 году, после чего возглавил вновь созданный Ирак) власть в Латакии перешла к французам, предоставившим городу номинальную автономию при наличии мандата от Лиги наций. С 1936 года — в составе Сирии. Город и порт существенно пострадали в ходе начавшейся в 2011 году гражданской войны. 

Photo by Bader Jaber on Unsplash

Порт Латакии включает рейд, внешнюю гавань, защищенную молом, и два внутренних бассейна. Длина причального фронта — 2 км, глубина — до 11,5 м, что позволяет принимать суда длиной до 300 м и дедвейтом до 60 тыс. тонн. Годовой грузооборот — более 5 млн тонн (из-за гражданской войны сократился вдвое). В порту имеется 18 береговых и плавучих кранов, склады общей площадью 63 га, резервуарный парк для бункеровки общей емкостью 5 тыс. кубометров, судоремонтную верфь и плавучий док. Основной импорт — машины и оборудование, контейнерные и генеральные грузы, экспорт — нефтепродукты (мазут, битум, асфальт) и сельхозпродукция (зерно, хлопок, оливковое масло, табак).

Жертвы и разрушения

Бейрут впервые упоминается в летописи в XV веке до н.э. под финикийским названием Барут (этимология слова предположительно означает «колодец»). Город длительное время находился в тени своих мощных соседей — Тира и Сидона — и начал активно развиваться лишь во времена поздней Римской империи, когда местная правоведческая школа разработала Кодекс Юстиниана (вступил в действие в 592 году н.э.), ставший впоследствии основой европейской правовой системы. 

Photo by Piotr Chrobot on Unsplash

В 635 году Бейрут был захвачен арабами и включен в состав Арабского халифата. В 1100 году город завоеван крестоносцами, а спустя 400 лет — турками, после чего находился в составе Османской империи вплоть до 1918 года, конца Первой Мировой войны. В 1920–1941 годах — центр подмандатного Французского Ливана; в этот период город вернул себе славу культурного и коммерческого центра восточного Средиземноморья. С 1941 года — столица независимой Ливанской Республики. Начавшаяся в 1975 году длительная гражданская война, продолжавшаяся более 15 лет, сильно разрушила город, включая исторический центр. 

Порт Бейрута — главная морская гавань Ливана; находится на берегу залива Святого Георгия, недалеко от центра города. В современной конфигурации открыт в 1887 году, включает в себя 4 дока, 16 причалов, 12 складов и контейнерный терминал. Площадь акватории — 3 кв. км, длина причальной линии — около 6 км, глубина — до 16,5 м, годовой грузооборот — более 7 млн тонн (40% этого объема — транзитные генеральные грузы). В порту имеются судоремонтные мастерские, плавучие, портальные и другие краны, слип грузоподъемностью 1 тыс. тонн. Площадь складов и площадок для открытого хранения грузов — около 100 тыс. кв. м. В порту имеются бункеровочные мощности общей емкостью 120 тыс. тонн.

4 августа 2020 года в бейрутском порту произошла самая страшная катастрофа за всю историю мирового портового хозяйства — взорвались 2750 тонн аммиачной селитры, хранившейся на складе. Погибли 210 человек, ранены около 6 тыс. человек, серьезно повреждены окружающие кварталы — без крова остались около 300 тыс. человек. 

Эхо войны

Территория нынешней Сайды (Сидона) была заселена с доисторических времен — здесь найдены каменные артефакты, относящиеся к древнейшей ашельской культуре. Впоследствии Сидон стал крупнейшим городом Финикии, великой средиземноморской торговой империи. Город многократно разрушался и восстанавливался, падал и возвышался; его завоевывали ассирийцы, вавилоняне, египтяне, греки, персы, римляне, арабы, крестоносцы и мамлюки. В 1517 году Сидон был завоеван турками, и до 1918 года находился в составе Османской империи. После Первой Мировой войны город входил в состав Французского Ливана, а затем — независимой Ливанской Республики, в которой сменил название на арабизированную Сайду.

Photo by Nabih El Boustani on Unsplash

Несмотря на близость к Бейруту (всего 50 км), Сайда исторически была самостоятельным портом, причем, очень крупным по меркам ближневосточного региона — в 1974 году, в канун гражданской войны, грузооборот Сайды превысил 20 млн тонн. Основой этого объема был экспорт саудовской нефти и производимых из нее нефтепродуктов. Сырье в Сайду, на НПЗ Al Zakhrani, поступало по трубопроводу с гигантского саудовского месторождения Абкайк. В 1989 году ввиду затяжной гражданской войны поврежденный из-за обстрелов НПЗ был закрыт и затем преобразован в нефтебазу для хранения нефти и нефтепродуктов. Нефтеэкспорт из Сайды сохранился, но по сравнению с довоенными временами сократился втрое.

Тройственный союз

В древние времена расположенный на севере Ливана Триполи (не путать со столицей Ливии) был центром Финикийской конфедерации, объединявшей Тир, Сидон и Арвад; отсюда и название, которое с греческого языка переводится как «тройной город». Позднее Триполи, как и все побережье Ливана, последовательно контролировался персами, римлянами, арабами, крестоносцами, мамлюками и турками. С образованием в 1943 году независимого Ливана и распадом спустя 5 лет сирийско-ливанского таможенного союза Триполи, когда-то равный Бейруту по торгово-экономическому значению, пришел в относительный упадок. Сегодня это второй по величине город и порт в Ливане. 

Порт Триполи, имеющий самостоятельное название Эль-Мина, приобрел современную конфигурацию после Первой Мировой войны, в период французского мандата. В 1934 году легендарная Iraq Petroleum Company, пионер ближневосточной нефтянки, построила трубопровод Киркук — Аль-Хадита — Триполи пропускной способностью 2 млн тонн в год. Одновременно рядом был построен НПЗ Badawi, и порт стал важным центром нефтеэкспорта. В 1961 году была проведена масштабная реконструкция гавани, в ходе которой глубина грузового причала достигла 9 м, нефтяного терминала — 18 м. В порту действуют 14 крытых складов общей площадью около 30 тыс. кв. м, 7 открытых площадок площадью 23 тыс. кв. м и судоверфь общего назначения. Портовое оборудование включает в себя более 50мобильных кранов грузоподъемностью до 165 тонн. НПЗ был закрыт в 1982 году, в разгар гражданской войны, после чего порт Эль-Мина переключился на экспорт сырой нефти.

Золотой купол

Хайфа, расположенная на севере Израиля, основана в римскую эпоху; относительно глубоководный Хайфский залив всегда считался удобной пристанью для кораблей. Во времена крестоносцев (XI век) это был крупный по тем временам населенный пункт и порт, а на описанной в Библии горе Кармель («виноградник Божий»), где жил и похоронен пророк Илия, базировался орден кармелитов и находился существующий и поныне главный монастырь ордена — Стелла Марис («Звезда морей»). Увы, во время правления мамлюков порт пришел в упадок и, более того, приобрел мрачную репутацию пиратского логова.  

Photo by Josè Maria Sava on Unsplash

В конце XIX века главный порт Палестины — Акко, расположенный на противоположном берегу Хайфского залива, заилился, и «пальма первенства» перешла к Хайфе, ставшей, помимо прочего, главными морскими воротами еврейской эмиграции (алии) на Святую землю. В 1922 британская администрация подмандатной Палестины начала строительство нового порта в Хайфе, завершившееся в 1933 году. На следующий год в Хайфу была протянута 1000-километровая труба пропускной способностью 2 млн тонн нефти в год с крупнейших иракских месторождений Мосул, Киркук и Аль-Хадита. Вскоре здесь был построен крупный по тогдашним меркам НПЗ. 

В 1948 году, после провозглашения независимости государства Израиль и начала первой арабо-израильской войны, труба была остановлена, но НПЗ Haifa Oil Refinery остался. Завод существует по сей день — он работает на привозном сырье, перерабатывает 200 тыс. баррелей нефти в сутки и является главным поставщиком топлива для постоянно растущего внутреннего рынка Израиля. 

Отметим, что Хайфа, третий по величине город Израиля, славится не только и не столько как морские ворота и «индустриальное сердце» страны. Главный визуальный символ Хайфы, широко известный во всем мире — уникальные террасные Бахайские сады, осененные золотым куполом мавзолея Баба Сейида Али Мухаммада, основателя бахайской религии. 

Порт Хайфы — универсальная гавань, включающая контейнерные, генеральный, нефтеналивной, химический, рыболовецкий и пассажирский терминалы, а также крупные зерновые элеваторы и яхт-клуб. Максимальная глубина у причалов — 15 м, годовой грузооборот – более 30 млн тонн, пассажиропоток — около 0,5 млн человек. Судостроительное предприятие Israel Shipyards ремонтирует и строит корабли всех классов. Порт активно развивается – так, совсем недавно, в сентябре 2021 года, здесь был пущен в эксплуатацию новый крупный контейнерный терминал.

Город репатриантов

Первые поселения на территории современного Ашдода появились в эпоху нижнего палеолита, первые документальные упоминания – в XVII веке до н.э. Во времена владычества мамлюков город был разрушен. При турках-османах на месте Тель-Ашдода («сухопутного города») была основана арабская деревня Исдуд; в период британского мандата здесь появилась железнодорожная станция на линии Лод — Газа — Каир. 

После провозглашения независимости Израиля, в 1953 году, недалеко от устья реки Лахиш началось строительство крупной электростанции с функцией опреснения морской воды (ее современное название — Eshkol A) и рабочего поселка Ашдод, первыми жителями которого стали репатрианты из Марокко и Египта. В 1958 году электростанция была пущена в эксплуатацию, и вслед за этим на песчаном берегу началось строительство глубоководного морского порта. В 1965 новая гавань заработала, и вскоре Ашдоду был присвоен статус города. В настоящее время Ашдод, имеющий статус «города развития», активно растет; большинство его жителей — выходцы из постсоветских стран.

Порт Ашдода — самый крупный в Израиле (50 млн тонн в год), через него проходит 60% всего морского грузооборота страны. С учетом близости к Тель-Авиву Ашдод можно назвать аванпортом крупнейшего города Израиля. Основные грузы — сельхозпродукция (цитрусовые, бананы, оливковое масло, зерно), нефть и нефтепродукты, древесина, металлы, калийные и фосфорные удобрения, уголь, Ro/Ro, контейнеры. Складские площади составляют 500 тыс. кв. м (из них 50 тыс. кв. м — крытые), имеется большой элеватор и пассажирский круизный терминал. В 2021 году здесь был открыт новый крупный контейнерный терминал. Недалеко от порта расположен НПЗ Paz Oil Ashdod мощностью по переработке 80 тыс. баррелей нефти в сутки.

Шекель — всему голова

Постоянное поселение существовало на месте современного Ашкелона еще в эпоху неолита. Первое письменное упоминание об Ашкелоне относится к 2000 году до н.э., когда этот город был самым крупным морским портом древнего Ханаана. Этимология названия связана с семитским словом «шекель» (мера), ставшим в независимом Израиле официальным названием денежной единицы. Во времена османского владычества город, населенный, в основном, арабами, носил название Эль-Мадждаль. В октябре 1948 года, в разгар первой арабо-израильской войны («войны за независимость»), арабы оставили город, отступив в Газу. В 1951 году городу было возвращено его историческое название. 

Photo by Reiseuhu on Unsplash

Помимо большого глубоководного порта и многочисленных археологических достопримечательностей, Ашкелон славится крупнейшим в мире заводом по опреснению морской воды мощностью 330 тыс. кубометров воды в сутки, работающим по принципу обратного осмоса.

Ашкелонская гавань состоит из 5 рейдовых стоянок глубиной до 31 м. Основной импорт — машины и оборудование, а также продовольственные товары; экспорт — нефть и минеральные удобрения. Отгружаемая здесь нефть — реэкспортная: она поступает сюда из южно-израильского порта Эйлат по 254-километровому трубопроводу Eilat Ashkelon Pipeline Company (EAPC; подробности о нем — в следующей подглавке). Помимо этой трубы, из Ашкелона на НПЗ Ашдода и Хайфы проложены нефтепроводы протяженностью соответственно 36 км и 197 км и годовой мощностью по прокачке 7 млн тонн и 5,5 млн тонн. Огромное хранилище, состоящее из 22 резервуаров, рассчитано на единовременное хранение 1,5 млн кубометров нефти. Глубоководный нефтяной терминал позволяет принимать супертанкеры длиной до 300 м и дедвейтом до 185 тыс. тонн. Помимо нефтяного хозяйства, в порту имеются контейнерный, балкерный и пассажирский терминалы, а также СПГ-терминал.

В обход Суэца

Эйлат — древний город, существовавший еще в Х веке до н.э. и упоминающийся в Библии. Расположен на берегу залива Акаба Красного моря, на краю пустыни Негев; самая южная точка Израиля. Этимология названия происходит от древнееврейских слов — либо «алон» (дуб), либо «эла» (фисташковое дерево). В римский период город носил название Айла; постепенно он утратил свое значение и исчез. После Второй Мировой войны на этом местенаходилсяарабский военный гарнизон Умм-Рашраш. В 1949 году, в ходе войны за независимость, Израиль установил контроль за регионом Негев и основал поселок с историческим названием Эйлат, который начал стремительно развиваться как круглогодичный курорт и туристический центр.

Порт Эйлата, открывшийся в 1955 году, в основном, используется для торговли со странами Дальнего Востока. Акватория порта, составляющая более 8 кв. км, включает три доковых бассейнов (старый военный порт, используемый для базирования патрульных катеров ВМС, новый торговый порт и нефтяной терминал) и 12 рейдовых стоянок. Длина причального фронта — 1,6 км, глубина — 12 м. Основные грузы — нефть, нефтепродукты, сельхозпродукты (цитрусовые, бананы), соль и   минеральные удобрения. Годовой грузооборот — более 25 млн тонн. В порту имеются 2 нефтеналивных причала, 3 нефтехранилища (16 резервуаров, вмещающих 1,2 млн кубометров нефти), крытые и открытые складские площадки, а также 18 плавучих и береговых кранов. Судоверфь производит мелкий и средний ремонт кораблей различных типов. Развитие Эйлатского порта объективно сдерживается ограниченной акваторией, «зажатой» территориальными водами соседних Египта и Иордании, дефицитом площадей и отсутствием железной дороги (ближайшая железнодорожная станция находится в 100 км от гавани, в Димоне). 

Эйлатский порт — конечная точка 254-километрового Трансизраильского нефтепровода Эйлат — Ашкелон (EAPC). Труба, построенная в 1969 году и использовавшая три дожимных станции — Йотхот, Паран и Машабей Садех — перекачивала в год 10 млн тонн иранской нефти, две трети которой отправлялось на экспорт. В 1979 году, после Исламской революции в Иране, прокачка нефти была прекращена, но затем возобновлена за счет поставок из других стран. В настоящее время две ветки трубопровода качают нефть в противоположных направлениях, что является уникальной технологией. На Эйлат прокачивается российская нефть, доставляемая в Ашкелон из Новороссийска в объеме 400 тыс. баррелей в день; в противоположном направлении — нефть из ОАЭ, предназначенная для стран Средиземноморского бассейна, в объеме 1,2 млн баррелей в день. Экономический смысл этой прокачки — обход Суэцкого канала и соответствующая экономия времени и денег. Выходит из Эйлата и еще одна труба — нефтепродуктовая, до НПЗ Хайфы, длиной 260 км; по ней прокачиваются дистилляты — бензин, авиакеросин и вакуумный газойль. 

Григорий Волчек