Продолжение обзора крупнейших нефтеналивных портов Прибалтики

Древняя Ревала

Поселение, существовавшее на месте нынешнего Таллина, впервые упоминается в 1154 году в труде арабского географа Аль-Идриси как Колувани — «маленький город, похожий на крепость, с большой гаванью». В русских летописях эта крепость называется Колывань (от древнерусского «коло» — «солнце», «центр мира»). В 1219 году крепость захвачена датчанами, переименовавшими ее в Ревель (по историческому названию окрестной территории — Ревала; слово имеет угро-финские корни). В 1346 году Дания продала северную часть Эстляндии (нынешней Эстонии) Ливонскому ландмейстерству Тевтонского ордена (Ливонскому ордену). 

После того как в 1561 году, в ходе Ливонской войны, Ливонский орден прекратил свое существование, ревельские бюргеры присягнули на верность шведскому королю; тем самым Ревель, центр Эстляндского герцогства, стал крупнейшим городом Шведского королевства, превосходя по размеру и торговому обороту столичный Стокгольм. 

В XVII веке Ревель пережил новый подъем, причем ремесла и торговля двигали вперед образование и культуру — выросло число учебных заведений, появилась типография, большинство горожан овладели грамотой; в 1637 году вышла в свет первая книга на эстонском языке, а спустя полвека начала издаваться регулярная немецкоязычная газета Revalische Post-Zeitung. 

В 1710 году, во время Северной войны, город заняли русские войска, и Ревель стал центром Ревельской, а затем Эстляндской губернии Российской империи. Вскоре здесь была построена военная гавань, надолго ставшая одной из основных баз Балтийского военно-морского флота России. После постройки в 1871 году Балтийской железной дороги значительно вырос объем торговли и грузоперевозок — Ревельский порт вышел на четвертое место в России по грузообороту (после Санкт-Петербурга, Риги и Одессы). 

Первая республика

В разгар Первой Мировой войны, 18 февраля 1918 года, Ревель, как и всю Эстонию, оккупировали немецкие войска. Через неделю, 24 февраля, Комитет спасения Эстонии провозгласил создание независимой демократической республики, нейтральной по отношению к российско-германскому конфликту. 

Согласно подписанному вскоре Брестскому мирному договору Советская Россия отказалась от своих прав на оккупированные Германией территории Прибалтики. При этом немецкие власти не признали независимости Эстонии и установили в крае военно-оккупационный режим.

Сразу же после окончания войны, в ноябре 1918 года, Германия вывела войска из Эстонии (как и со всех других оккупированных территорий). 

Увы, мирная передышка длилась считанные дни — в конце ноября 1918 года части Красной армии, включая «красные» эстонские полки, зашли на территорию молодой страны. Впрочем, через полтора месяца статус-кво был восстановлен, и Эстония начала создание своей государственности — так называемой Первой республики. Столицей Эстонии стал Ревель, переименованный в Таллин, что на эстонском языке означает «датский город».

Спустя год, 2 февраля 1920 года, Эстония и РСФСР подписали Тартуский мирный договор, согласно которому обе стороны официально признали друг друга. 4 августа 1932 года отношения двух стран были закреплены пактом о ненападении.

Тем не менее, 17 июня 1940 года Советский Союз, реализуя пункты секретного дополнительного протокола к договору о ненападении между Германией и СССР от 23 августа 1939 года («пакту Молотова — Риббентропа»), ввел на территорию Эстонии крупный воинский контингент и начал советизацию страны, сопровождавшуюся массовыми репрессиями. Вскоре были проведены внеочередные выборы в парламент, который сразу же объявил Эстонию советской социалистической республикой и попросил принять ее в состав СССР, что и было сделано 6 августа 1940 года. 

В начале Великой Отечественной войны, 28 августа 1941 года, Таллин был оккупирован немецко-фашистскими войсками. 22 сентября 1944 года в ходе Таллинской наступательной операции Советская армия освободила город.

Коллективизация и индустриализация

В послевоенные годы советизация Эстонии продолжилась, в основном, в форме коллективизации сельского хозяйства и массовых депортаций на вечное поселение в Сибирь зажиточных крестьян и прочих противников колхозного строя, «буржуазных националистов», участников антисоветских партизанских отрядов и коллаборационистов. Всего вплоть до 1953 года в Эстонии было репрессировано 36 тыс. человек. Впрочем, «зачистка» республики не принесла властям желаемого эффекта — Эстония оставалась одним из основных центров либерального диссидентства в СССР. 

Параллельно с репрессиями велась активная индустриализация республики — ускоренное развитие добывающей и обрабатывающей промышленности (включая судостроение и судоремонт), рыбной отрасли и морского транспорта; масштабные инвестиции привели к быстрому восстановлению экономики и росту уровня жизни. В 1948 году, одновременно с Ленинградом, Киевом, Тернополем и Ухтой (см. материалы «Газ до Киева доведет» и «Сага о саже»), началась газификация Таллина; источником газа стал построенный в Кохтла-Ярве первый в мире газо-сланцевый комбинат. 

За счет ускоренного промышленного роста Эстония быстро стала наиболее урбанизированной из прибалтийских республик (65% городского населения); уровень жизни в Эстонии был стабильно и значительно выше среднего по СССР. 

В рамках летних Олимпийских игр 1980 года в Таллине, в центре парусного спорта Pirita, прошли соревнования по парусным видам спорта. 

8 мая 1990 года Верховный Совет республики принял закон о восстановлении действия конституции независимой Эстонии, но де-факто самостоятельной страна стала только после августовского путча 1991 года — 6 сентября 1991 года Госсовет СССР официально признал независимость Эстонии, а спустя 10 дней она была принята в ООН. Столицей независимой Эстонской Республики стал Таллин. 

Акцент на транзит

Таллинский морской порт — крупный комплекс, состоящий из четырех обособленных территориально-производственных подразделений: пассажирского порта, расположенного в историческом центре (Старом городе), грузовой гавани Мууга (13 км к северо-востоку), грузовой гавани Палдиски (40 км к западу) и пассажирского порта Сааремаа на одноименном острове.

Основной объем грузов — до 80% — составляет транзит. Рекордный грузооборот — 41,3 млн тонн в год — зафиксирован в 2006 году. Сейчас объемы почти вдвое меньше — 22 млн тонн в год — в связи с острой конкуренцией с российскими портами Санкт-Петербург, Приморск и Усть-Луга. 

Тем не менее, порт активно развивается, укрепляется, предлагает новые услуги и бонусы, а также поддерживает весьма впечатляющий пассажиропоток — 11 млн человек в год. Несколько крупных операторов паромного сообщения соединяют Таллин с Хельсинки и Аландскими островами (Финляндия), Стокгольмом (Швеция) и Ростоком (Германия).

Самая популярная пассажирская линия — до Хельсинки. Путешествие на расстояние всего 80 км занимает от 90 минут на скоростном пароме до 3,5 часов на обычном. Поездки по этому маршруту настолько распространены, что даже породили особый термин — Тальсинки. Кроме того, в Таллинский пассажирский порт заходят многочисленные круизные корабли со всего мира, пассажиры которых совершают экскурсии по Старому городу. 

Глубоководный и круглогодичный

Крупнейшее подразделение Таллинской гавани — грузовой порт Мууга, который до 1993 года назывался Новоталлинским; он находится в уезде Харьюмаа на берегу залива Мууга, части Финского залива. 

Проектирование, строительство и оборудование порта велось в первой половине 80-х годов совместно советскими, финскими и немецкими организациями. Гавань начала работу в 1986 году, став на тот момент наиболее современным по техническому оснащению глубоководным круглогодичным портом СССР. 

Основные грузы — сельхозпродукция (зерно, фрукты, мясо, масло), минеральные удобрения, жидкое топливо (нефть и нефтепродукты), деловая древесина и древесная стружка, контейнеры, Ro-Ro. 

Территория порта — 567 га, акватория — 682 га. Общая длина 29 причалов — 6,4 км. Максимальная длина судов, способных заходить в гавань — 300 м, ширина — 50 м, разрешенная проходная осадка — 13,7 м. Совокупная площадь складов — 695 тыс. кв. м, в том числе закрытых складских помещений — 230 тыс. кв. м. Общая емкость резервуарного парка для наливных (в основном, нефтяных) грузов — более 1,55 млн кубометров; собственниками 6 наливных терминалов являются компании Pakterminal, Estonian Transoil, Viimsi Kütus и NYBIT. 

У Ржаного залива

История Палдиски весьма насыщенна и интересна, и поэтому достойна отдельного описания. 

В XIV веке на месте нынешнего Палдиски — на берегузалива Пакри — шведские рыбаки построили крепость Рогервик (в переводе — «ржаной залив»). В результате Северной войны поселение вошло в состав Российской империи. Вскоре, в 1718 году, Петр I лично основал здесь военный порт Рогервик, в 1762 году переименованный в Балтийский Порт. Отметим, что в тот период работами по строительству порта и мола руководил Абрам Ганнибал, знаменитый «арап Петра Великого», прадед Пушкина. 

В июле 1764 года город посетила Екатерина II. С 1775 по 1800 год в Балтийском Порту находился в ссылке Салават Юлаев, активный участник пугачевского восстания, батыр и поэт-сказитель (сэсэн), национальный герой Башкирии; он умер и похоронен здесь.

В 1870 году в город пришла Балтийская железная дорога (участок Ревель — Санкт-Петербург), в связи с чем порт и сопутствующая ему инфраструктура стали активно развиваться — в частности, в 1876 году здесь открылось мореходное училище. 

В июне 1912 года в Балтийском Порту состоялась историческая встреча царствующих кузенов — императора Николая II и кайзера Вильгельма II, прибывших сюда на личных яхтах. Как известно, родственные связи ключевых европейских монархов, увы, не предотвратили Первую Мировую войну, в ходе которой Балтийский Порт неоднократно подвергался обстрелам немецких эскадр. 

В 1922 году власти суверенной Эстонии переименовали город в Палдиски; это слово представляет собой видоизмененное русское название «Балтийский». 

В период Второй Мировой войны Палдиски был оккупирован немецкими войсками с 28 августа 1941 года по 24 сентября 1944 года. После войны в городе, ставшем закрытым административно-территориальным образованием, была создана мощная военно-морская база, включавшая отдельную бригаду атомных подводных лодок (так называемый «Подплав»), бригаду торпедных катеров и малых ракетных кораблей, морскую погранзаставу, сержантскую школу Пограничных войск, зенитно-ракетный дивизион ПВО, стройбат, дисбат и госпиталь. 

В 1962 году в Палдиски открылся крупнейший в СССР учебный центр атомного подводного флота, где были установлены два наземных атомных реактора и уникальный тренажер для подготовки экипажей атомных подводных лодок. В 1994 году центр был закрыт; российские военные ушли из Палдиски, передав ядерный объект эстонским властям, которые затем «упаковали» реакторы в специальные бетонные саркофаги. В настоящее время там находится хранилище радиоактивных отходов. 

Грузовая гавань Палдиски, созданная на месте бывшей базы советских подлодок, состоит из двух доковых бассейнов — Южного и Северного порта. Незамерзающая глубоководная гавань позволяет обрабатывать суда грузоподъемностью до 50 тыс. тонн. Основные грузы — Ro-Ro, наливные, насыпные, генеральные, контейнерные, а также различная колесная техника (в первую очередь, автомобили). В порту работает нефтеналивной терминал Alexela, а также специализированный терминал по перевалке биодизеля. 

Григорий Волчек