Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных портов мира: Бразилия

У южной границы

Город Рио-Гранди, расположенный рядом с южной оконечностью мега-лагуны Патос и недалеко от границы с Уругваем, основан в 1737 году; в течение 30 лет здесь находилась столица капитании Рио-Гранди-ди-Сан- Педро. После переноса столицы город стал деградировать, но через сто лет восстановил свое былое значение благодаря порту, открытому в 1872 году. В 1915 году гавань существенно расширилась благодаря строительству нового портового района — Porto Novo. В настоящее время население города, входящего в состав штата Рио-Гранди-до-Сул, составляет 200 тыс. человек. 

Гавань Рио-Гранди находится на правом берегу канала, соединяющего лагуну Патос с Атлантическим океаном. Основные грузы – сельхозпродукция (соевые бобы, соевая мука, соевое масло, кукуруза, пшеница, рис, ячмень), нефть и нефтепродукты, СПГ, лесоматериалы (пиломатериалы, кругляк, щепа, целлюлоза, бумага), удобрения (карбамид, аммиак, сульфат аммония, аммиачная селитра, хлорид калия), соль, химикаты (фосфаты, серная кислота, фосфорная кислота) и контейнеры. В порту действуют 14 терминалов — Porto Velho, CESA, Bunge Alimentos и Bianchini (агропродукция), Materiais de Construção (стройматериалы), Porto Novo (сухогрузный) три нефтяных – Copesul, Petrobras и Trevo Operadora (общий объем резервуарного парка – 110 тыс. кубометров; нефтепродукты поступают с завода Petrobras Alberto Pasqualini/Refap), Amoniasul (аммиак), Recipiente (контейнерный), Teco Rio Grande и Teaching (рыболовецкие), а также пассажирский. Глубина основных причалов — 10 м. Помимо бразильских потребителей, порт обслуживает клиентов из Уругвая, Парагвая и Аргентины. Годовой грузооборот — 150 млн тонн (третий порт страны; обеспечивает более 30% бразильского экспорта). 

Просто дон Педро

Сравнительно небольшой по бразильским меркам город Паранагуа (штат Парана) с населением 160 тыс. человек расположен на юге страны. Заселение этой местности началось в 1550 году; спустя век здесь появилась деревня с длинным и красивым названием Вила-де-Носса-Сеньора-до-Росио-де-Паранагуа, которая еще через двести лет стала городом. В 1872 году здесь появился морской порт, в 1885-м — железная дорога. 

В 1933 году существенно расширившийся за счет пуска нового лесного терминала порт Паранагуа был назван в честь Педро II — второго и последнего императора Бразилии, правившего страной 58 лет (!) вплоть до провозглашения республики в 1889 году. Как говорится, зафиксируем для протокола полное имя монарха — Педро ди Алькантара Жуан Карлос Леопольдо Сальвадор Бибиано Франсиско Шавьер ди Паула Леокадио Мигель Габриэль Рафаэль Гонзага ди Браганса и Аустрия (а в просторечии – просто дон Педро). В 1955 году в гавани появился огромный кофейный терминал, и через 10 лет Паранагуа стал крупнейшим портом в мире по экспорту кофе. Пуск в 1998 году контейнерного терминала вывел Паранагуа на 3 место в Бразилии по перевалке контейнеров (после Итажаи и Сантоса). С 2007 года и по настоящее время Паранагуа прочно удерживает лидерство в Латинской Америке по экспорту зерна.  

Гавань Паранагуа расположена на южном берегу одноименного залива. К 16 причалам ведут три подходных канала – Северный, Юго-Восточный и Галета. Общая площадь 24 складов — 440 тыс. кв. м, паркингов и зон разгрузки автомобилей – 95 тыс. кв. м. Крупнейший в Бразилии нефтеналивной терминал Cattalini связан с НПЗ Petrobras Getulio Vargas 98-километровым 12-дюймовым трубопроводом, принадлежащим Petrobras/Transpetro. В состав терминала входят два причала и нефтехранилище, состоящее из 36 резервуаров, включая три огромных «бочки» объемом 177 тыс. кубометров каждая.   

Основные грузы – соевые бобы, соевая мука, матэ, кофе, кукуруза, отруби, пряности (корица), растительное масло, сахар, замороженные продукты, кристаллический ментол (полуфабрикат для зубной пасты), эфирное сассафрасовое масло (сырье для производства пищевых продуктов, парфюмерии, косметики и мыла), гуатамбу (желтое дерево), бумага, удобрения, соль, оборудование, автомобили,  контейнеры. Годовой грузооборот — 70 млн тонн, включая 15 млн тонн контейнерных грузов и такое же количество соевых бобов.

Город Рождества

Натал, расположенный на востоке страны — столица и крупнейший город штата Рио-Гранди-до-Норти. Первыми европейцами, посетившими этот район в 1501 году, были португальцы, в том числе знаменитый мореплаватель Америго Веспуччи. В последующие десятилетия португальцы не проявляли интереса к колонизации этой территории, и этим воспользовались французские флибустьеры. Обеспокоенные их активностью, в 1597 году португальцы выгнали отсюда пиратов и основали военный форт и деревню Натал («Рождество»). С 1633 по 1654 годы Натал входил в состав Голландской Бразилии. В 1824 году Натал оказался на территории самопровозглашенной Экваториальной конфедерации, просуществовавшей всего несколько месяцев.

С открытием на рубеже XIX-XX веков в окрестностях города крупных месторождений поваренной соли и нефти начался период стремительного развития Натала, продолжающийся и по сей день. Основа экономики города — туризм, добыча нефти и соли, рыболовство, сельское хозяйство и транспорт. Уровень преступности здесь по бразильским меркам низкий. Население Натала — около 1 млн человек, городской агломерации – более 1,5 млн человек.

Порт Натала – речной; он расположен на правом берегу реки Портенги, вблизи ее эстуария. Это – ближайший к Европе порт Латинской Америки. Гавань состоит из трех терминалов – сухогрузного, контейнерного и нефтяного — принадлежащего Petrobras причала Dunas Oil, который, помимо перевалки наливных грузов, обслуживает также офшорные нефтяные месторождения. Глубина якорных стоянок – 9-10 м, причалов – 6-7,5 м. Общая площадь крытых, открытых и рефрижераторных складов — 27 тыс. кв. м. Основные грузы – фрукты (манго, арбузы, дыни, папайя, виноград), орехи, пшеница, нефть, нефтепродукты и СПГ, сахар, рыба, креветки и другие морепродукты, деревянная и картонная тара, машины и оборудование, контейнеры. Годовой грузооборот — 10 млн тонн.

Акцент на сою

Город Сантарен (штат Пара) основан в 1661 году; население — 300 тыс. человек. Главный объект местной экономики – крупный речной порт, расположенный в пригороде Понта-до-Сале, на правом берегу реки Тапажос, недалеко от ее впадения в Амазонку. Порт, построенный в 1974 году, имеет 20 причалов, включая три нефтеналивных – Fogas, Raizen Shell и Equador с 22 резервуарами хранения (отгружаемые СПГ и нефтепродукты используются, в основном, для местных нужд и бункеровки судов). Другие грузы – соевые бобы, кукуруза, удобрения, лесоматериалы, овощи, контейнеры. В порту есть пассажирский терминал для пассажиров регулярных речных маршрутов и круизных лайнеров. Годовой грузооборот — 12 млн тонн; больше половины этого объема занимает соя, по 1 млн тонн – кукуруза и удобрения.

Имени адмирала

Город Ильеус (штат Байя) основан в 1881 году; население — 250 тыс. человек. Основная точка экономического развития – порт Мальядо с тремя терминалами глубиной от 6 до 7,5 м (глубина якорных стоянок – 9-10 м). Нефтяной терминал имени адмирала Жеронимо Гонсалвеса, принадлежащий компании Frota National de Petroleiros, представляет собой точечный причал, связанный с береговым хранилищем трубопроводом длиной 2,6 км и диаметром 12 дюймов. Максимальная длина обслуживаемых судов – 210 м. Главные грузы – соевые бобы, пиассава (пальмовое волокно), хлопок, какао, пшеница, нефтепродукты, СПГ, контейнеры. Годовой грузооборот — 10 млн тонн.

Григорий Волчек