Газ до Киева доведет

Продолжаем цикл публикаций, посвященных 75-летию отечественной газовой отрасли

Пионеры газификации

Газ на территории современной Украины появился в середине 19 века — он был коксовым (каменноугольным), производился из карпатского и донбасского антрацита и использовался для уличного освещения сначала во Львове и  Одессе, а затем в Харькове, Киеве и Черновцах. Первое появление природного газа в Украине в ее нынешних границах произошло в 1912 году при разбуривании Бориславского месторождения в Прикарпатском регионе — одном из старейших нефтегазоносных районов Европы и мира в тот период входившем в Австро-Венгерскую империю. Как ни парадоксально, но на этапе зарождения газовой отрасли газ считался… нежелательным продуктом, усложнявшим бурение скважин и разработку месторождений.

После окончания Первой Мировой войны и распада Австро-Венгрии Прикарпатье вошло в состав Польши (Речь Посполиты). Вскоре, в 1920 году, возле села Дашава Львовского воеводства было открыто крупное газовое месторождение (кстати, изначально скважины здесь бурились… для добычи соли). 16 апреля 1921 года, ровно сто лет назад, Дашавское месторождение было введено в эксплуатацию; его начальные извлекаемые запасы составили 13 млрд кубометров природного газа.

К тому времени с газом уже научились справляться. В 1924 году был введен в эксплуатацию газопровод Дашава — Стрый протяженностью 14 км, вскоре продленный еще на 40 км до Стебника. В 1929 году был построен 80-километровый газопровод Дашава — Львов, и через 10 лет, когда Западная Украина вошла в состав СССР, прикарпатские Львов, Дрогобыч, Борислав, Стрый, Стебник, Жидачев, Ходоров, Моршин, Болехов и Долина оказались единственными городами Советского Союза, газифицированными с применением природного газа. 

Уточним, что столицы — Москва и Ленинград — газифицировались на основе искусственного газа (там были построены несколько соответствующих заводов), а донбасские города Лисичанск, Горловка, Макеевка и Донецк — с помощью коксового газа, получаемого в ходе подземной газификации угля (эта технология была разработана в конце XIX века великим химиком Дмитрием Менделеевым). 

Но вернемся в Прикарпатье, поскольку до войны основные «газовые» события происходили именно здесь. В 30-е годы в Стрыйском, Николаевском и Дрогобычском повятах (районах) были введены в эксплуатацию несколько новых газовых месторождений, включая Угерское, Косовское и Опорское, и добыча природного газа здесь достигла 400 млн кубометров в год. Тогда же был сооружен газопровод Опоры-Борислав, и общая длина газотранспортной сети в регионе превысила 300 км. 

До и после войны

В ходе советизации Западной Украины была актуализирована программа развития газовой инфраструктуры Прикарпатья, предусматривавшая постройку сразу трех крупнотоннажных заводов по переработке газа — в Дашаве, Опорах и Калуше. Реализации этого плана помешала Великая Отечественная война. 

Отметим, что немецкие оккупанты, принципиально не занимавшиеся развитием оккупированных славянских территорий, настолько остро нуждались в углеводородах, что организовали строительство 260-километрового газопровода от Опор через Самбор и Перемышль в Сталеву Волю (Жешувское воеводство Польши). Сразу же после освобождения Западной Украины и Восточной Польши, в марте 1945 года, восстановленный трест «Укргаз» впервые в истории советской газовой промышленности начал по этому трубопроводу экспорт сырья. До конца 1945 года через пункт передачи газа в селе Дроздовичи Мостиского района Львовской области в Польшу было поставлено 75 млн кубометров газа. Кстати, Дроздовичский «пограничный» пункт с газоизмерительной станцией работает до сих пор, как и прежде, обеспечивая транзит газа для польских потребителей.

Развивалась газотранспортная сеть и в восточном направлении — в 1947 году был пущен в эксплуатацию 110-километровый трубопровод Дашава — Калуш — Галич — Дубовцы, позволивший газифицировать значительную часть Станиславской (ныне — Ивано-Франковская) области.

От Дашавы до Москвы

Главным событием первой послевоенной пятилетки в газовой индустрии Украины и всего Советского Союза стало строительство сверхдальнего (1300-километрового) магистрального трубопровода Дашава — Киев — Брянск — Москва, самого мощного в Европе (пропускная способность — 2 млрд кубометров газа в год). Технический проект магистрали был подготовлен еще до войны, и поэтому к строительству приступили без раскачки: сложнейшую трассу с 300 переходами через естественные и искусственные преграды начали прокладывать в августе 1946 года, сразу же после пуска первенца советского магистрального газотранспорта — трубопровода Саратов — Москва (см. материал «Первая труба – самая трудная».) С саратовской на дашавскую трассу были переброшены специализированные подразделения трубопроводстроя во главе с начальником строительства генерал-майором инженерно-технической службы НКВД Василием Пачкиным.

Трубы диаметром 500 мм были заказаны на Мариупольском трубопрокатном заводе имени В.В. Куйбышева, газоперекачивающие агрегаты — на Горьковском заводе «Двигатель революции», роторные экскаваторы (канавокопатели) — на Челябинском тракторном заводе. Основные земляные и линейные работе на трассе, как обычно в то суровое время, производили заключенные, стройбатовцы и мобилизованные колхозники из окрестных деревень.

Строительство разбили на два основных этапа. Сначала трубу протянули к Киеву, и 1 октября 1948 года столица Украины получила природный газ. Практически одновременно с этим аналогичное радостное событие произошло в Тернополе, стоящем на дашавской трассе, и Ленинграде, куда пришел газ из эстонского Кохтла-Ярве. 

Киев достойно подготовился к приему дашавского газа — в кратчайшие сроки в городе были проложены 150 км основных газовых сетей (не считая внутренней разводки в зданиях), в котельных переоборудованы топки. Бытовые газовые плиты для граждан и организаций общепита поставил Тульский комбайновый завод (московский, ленинградский и львовский заводы газовой аппаратуры еще только строились). Первым полностью газифицированным объектом Киева стал «доходный дом купца Мороза» на Владимирской улице — самое престижное жилое здание украинской столицы.

Для сильно разрушенного войной Киева перевод городской промышленности и коммуналки на газовое топливо было событием огромной значимости. Помимо удобства и энергоэффективности, существенно улучшилась экология — город перестал сжигать огромное количество угля — 1 млн тонн в год!

Большую роль в прокладке трубы и газификации Киева сыграл Никита Хрущев, совмещавший сразу три должности — партийного лидера Украины и Киевской области, а также председателя республиканского Совета Министров. Не исключено, что опыт строительства трассы Дашава — Киев способствовал тому, что через несколько лет, уже будучи руководителем всей страны, Хрущев активно способствовал прокладке легендарных трубопроводов «Дружба» (см. материал «От Татарии до Паннонии»), Ставрополь — Москва, Бухара — Урал и ряда других стратегических нефтяных и газовых магистралей. 

В 1951 году газопровод был протянут до Москвы, где дашавский газ, в основном, использовался как газобаллонное топливо (компримирование производилось на заводе «Нефтегаз-1»). На максимальный объем прокачки труба вышла в 1959 году с пуском на полную мощность компрессорных станций в Тернополе, Красилове, Бердичеве и Боярке.

В 1966 году трубопровод стал работать как распределительный, а затем был переключен на реверс, и газ пошел в обратном направлении — с востока на запад, с подключением к межгосударственной магистрали «Братство» (Долина — Ужгород — Западная граница — Чехословакия — Австрия). В 1974 году эта трасса была продлена до Италии с ответвлениями на Венгрию и Болгарию (через территорию Румынии).

В настоящее время (спустя 75 лет после начала строительства!) часть «исторической» магистрали (участок Дашава — Киев) находится в рабочем состоянии и обеспечивает поставку газа в Киевскую, Житомирскую и Тернопольскую области.

Лидер отрасли

В 1948 году в Прикарпатье было открыто новое крупное газовое месторождение — Бильче-Волицкое (Николаевский район, 50 км от Львова), и объем добычи газа в регионе превысил 1,5 млрд кубометров год, а затем еще почти удвоился за счет пуска в эксплуатацию Хидновицкого, Гриневского, Малогорожанского, Свидницкого, Южно-Угерского и ряда других месторождений. 

Соответственно, в течение послевоенного десятилетия Прикарпатье было основным газодобывающим регионом СССР — так, в 1955 году Стрыйское газопромысловое управление производственного объединения «Укргаз» обеспечивало половину общесоюзного объема добычи газа (3 из 6 млрд кубометров в год). Это позволило построить еще одну сверхдальнюю, 2000-километровую, магистраль — Дашава — Минск — Вильнюс — Рига (с ответвлением на Клайпеду) и газифицировать столицы сразу трех союзных республик — Белоруссии, Литвы и Латвии (Эстония снабжалась местным сланцевым газом). Кроме того, была построена новая экспортная трасса, по которой газ Рудковского месторождения поступил в Польшу.

Запад, Восток, Юг

В 1958 году «пальму первенства» в советской газовой индустрии Западная Украина уступила Восточной — на плановый объем добычи вышло открытое в 1950 году уникальное, крупнейшее в Европе, Шебелинское газовое месторождение (Балаклейский район Харьковской области). Пуск Шебелинки с ее гигантскими запасами (650 млрд кубометров газа) стал началом бурного развития газодобычи в Днепровско — Припятской нефтегазоносной провинции. Через 10 лет на Шебелинке добывалась треть всего советского газа. Пик добычи был достигнут в 1971 году — 31,3 млрд кубометров газа (вся Украина тогда добывала «на круг» около 70 млрд кубометров газа).

Разработка Шебелинки стимулировала строительство газопроводов к крупным промышленным центрам Харьковского, Донецкого, Приднепровского и Причерноморского регионов. Первыми были сооружены локальные газопроводы до Харькова и Чугуева, а затем — дальние магистрали: Шебелинка — Днепропетровск — Кривой Рог — Одесса (с отводами до Запорожья, Николаева и Херсона), Шебелинка — Белгород — Курск — Брянск, а также Шебелинка — Киев (с отводами до Полтавы, Кременчуга и Черкасс), связавший воедино восточные и западные газодобывающие регионы Украины.

Кроме того, на Шебелинке впервые в СССР и Европе была организована масштабная добыча и переработка газового конденсата — в 1960 году здесь был построен ГПЗ, перерабатывавший до 500 тыс. тонн газового конденсата в год и выпускавший бензин, дизельное топливо, сжиженный газ, уайт-спирит и реагент для флотации коксового угля.

В 60–70-е годы на востоке Украины были открыты еще несколько крупных газовых и газоконденсатных месторождений — Ефремовское, Мелеховское, Западно-Крестищенское, Яблоновское и ряд других. В 1966 году заработал Южный (Причерноморский) газодобывающий регион Украины — природный газ Глебовского газоконденсатного месторождения в Крыму был подан в Симферополь. Затем в Крыму были введены в эксплуатацию Задорненское и Джанкойское газовые месторождения и построены газопроводы Симферополь-Севастополь (с отводами в Саки и Евпаторию) и Джанкой-Симферополь. 

Еще одна важная отраслевая веха конца 60-х годов — создание первых в Украине подземных газохранилищ — Дашавского, Олышевского, Угерского, Червонопоповского и Червонопартизанского.

Утратив доминирование по физическим объемам добычи газа, Прикарпатье осталось для советской газовой индустрии «малой родиной», полигоном передовых технологий и кузницей кадров, чему в большой степени способствовало создание в 1967 году на базе ряда факультетов Львовского политеха специализированного отраслевого вуза — Ивано-Франковского института нефти и газа. Еще одним знаком уважения к региону стал спуск на воду в 1963 году углерудовоза (балкера), получившего название «Дашава». Таким образом, огромное морское судно было названо в честь небольшого села с населением менее 2 тыс. человек — по-видимому, этот случай является уникальным.

Большой транзит

С середины 70-х годов, по мере истощения Шебелинки, добыча газа в Украине стала заметно падать, и в течение одного десятилетия в рейтинге газодобывающих регионов СССР она переместилась с первого сразу на пятое место — после Западной Сибири, Прикаспия (Оренбургская, Астраханская и Западно-Казахстанская области), Узбекистана и Туркмении. После распада СССР газодобыча в Украине, по сравнению с пиковой, сократилась вчетверо — до 17 млрд кубометров газа в год, а сегодня стабилизировалась на уровне 20 млрд кубометров в год.

Но, конечно же, роль Украины на глобальном газовом рынке определяется не объемом добычи и переработки газа, а могучей системой магистрального газотранспорта и газохранения, по параметрам которой страна занимает второе место в мире после России. Общая протяженность газопроводов Украины — 283 тыс. км, из которых 246 тыс. км — распределительные сети и 37 тыс. км — магистральные трубопроводы, включая 14 тыс. км трубопроводов большого диаметра (1020–1420 мм), по которым осуществляется транзит российского природного газа в европейские страны. 

Система объединяет 72 газокомпрессорные станции и 13 подземных хранилищ с активным объемом 32 млрд кубометров (пятая часть общеевропейской активной емкости). Украинские газопроводы соединены с магистральными сетями всех сопредельных государств — России, Белоруссии, Молдавии, Румынии, Польши, Венгрии и Словакии. Пропускная способность системы на входе — 290 млрд кубометров в год, на выходе — 175 млрд кубометров.

Эта система существенно недогружена (транзитная прокачка российского газа в 2020 году составила всего 56 млрд кубометров, примерно вдвое меньше, чем 10 лет назад), но, тем не менее, является важнейшим фрагментом европейского и мирового топливного баланса.

Григорий Волчек