Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных портов мира: Бразилия

Большая руда

Витория – столица штата Эспирито-Санто («святой дух»), расположена на берегу одноименной бухты. Город, основанный в 1551 году (третье колониальное поселение в Бразилии после Ресифи и Сальвадора), получил название в честь победы португальских конкистадоров над местными индейцами из племени тупи-гуарани. Официальный статус города Витория получила в 1823 году. 

Витория – самый большой остров архипелага, включающего 33 острова. Расширение городской территории происходило путем строительства мостов и закапывания узких проливов. В 1927 году был открыт большой мост, соединяющий остров с материком, а в 1941 году – порт, после чего началась индустриализация и активное экономическое развитие территории. В Витории на радость многочисленным туристам много удобных пляжей и красивых зданий в колониальном стиле, включая городской театр – точную копию миланского Teatro alla Scala. Население Витории – 350 тыс. человек.

Гавань Витории, расположенный на восточном берегу бухты Эспирито-Санто, имеет собственное название – Тубаран. Порт в его современной конфигурации был построен в 1966 году бразильской горнодобывающей компанией Vale do Rio Doce для экспорта железной руды, добываемой в бассейне Куадрилатеро Ферриферо в штате Минас-Жерайс. В 2007 году Тубаран, переваливший 80 млн тонн железной руды в год, по этому показателю занял первое место в мире. Этот портовый гигант обеспечивает 40% загрузки железнодорожного транспорта Бразилии.

Якорные стоянки гавани имеют глубину от 13 до 26 м, основные причалы – от 9,5 до 11 м. Акватория порта доступна для судов водоизмещением до 100 тыс. тонн, длиной до 250 м и шириной до 33 м. Основные грузы, помимо железной руды – уголь, целлюлоза, пеллеты, бумага, картон, лесоматериалы, нефть и нефтепродукты, стекло, металлопрокат, строительный камень (гранит и известняк), ферросплавы, бокситы, алюминий в слитках, автомобили и автозапчасти, оборудование, сельхозпродукция (кофе, сахар, солод, соевые бобы), контейнеры. В гавани имеется верфь, обеспечивающая судоремонт крупных кораблей. Годовой грузооборот – более 100 млн тонн. 

Первый по рыбе

Итажаи находится в штате Санта-Катарина. История города довольна типична для Бразилии. В 1823 году португальские колонисты из Мадейры и Азорских островов основали здесь деревню, вскоре ставшую городом. Несмотря на частые наводнения и разливы рек Итажаи-Ашу и Итажаи-Мирин, город активно развивался, в первую очередь, благодаря порту – первому в Бразилии по перевалке рыбы и вторым по обороту контейнеров. Кроме порта, город известен крупнейшим в стране частным университетом Вале до Итажаи. В настоящее время население города составляет 250 тыс. человек.

Порт Итажаи, расположенный в устье реки Итажаи-Ашу, приобрел современные очертания в 1912 году; затем реконструировался и расширялся в 1938, 1950 и 1964 годах. Глубина основных причалов – 10 м; гавань может принимать суда длиной до 290 м. Основные грузы – лесоматериалы, бумага, машины (в том числе автомобили), оборудование и запчасти, нефтепродукты, текстиль, керамика, сахар, табак, замороженное мясо, контейнеры. Годовой грузооборот — 25 млн тонн.

Тропический Париж

Манаус – столица штата Амазонас; расположен у впадения реки Рио-Негро («черная река») в Амазонку (Солимойнс). Основан в 1669 году как форт Сан-Жозе-до-Рио-Негро, впоследствии – Барселос; в 1832 году переименован в Манаус (по названию местного индейского племени). В 1848 году получил статус города и переименован в Барра-до-Рио-Негро, но вскоре ему было возвращено прежнее название. 

Начиная с 1879 года, Манаус приобрел всемирную известность благодаря «каучуковой лихорадке». Местные плантаторы тратили огромные деньги на благоустройство города, в связи с чем его часто называли «тропическим Парижем». Так, например, в 1892 году здесь появилось электрическое освещение (впервые в Бразилии), а в 1895 году – трамвайное движение (на 4 года раньше, чем в Москве). Завершение «каучуковой лихорадки» нанесло тяжелейший удар по городу и региону, численность населения которого сократилась в несколько раз. 

Пытаясь поддержать город, правительство в 1951 году объявило Манаус свободной экономической зоной. Постепенно этот статус принес свои плоды, и сегодня Манаус обладает развитой дифференцированной экономикой, основу которой составляют деревообработка, электроника (включая производство мобильных телефонов), нефтепереработка и нефтехимия, туризм, транспорт, судостроение, пищевая промышленность, а также традиционная аграрная отрасль – заготовка бертолетии (бразильского ореха) и сока гевеи (сырья для получения натурального каучука). Город является торгово-финансовым и промышленным центром всего огромного бассейна Амазонки.

Главная достопримечательность Манауса – Teatro Amazonas, открытый в 1896 году и ставший символом роскошной жизни в «прекрасную эпоху». Театр, поражавший своей помпезностью, привлекал главных звезд оперы и балета со всего мира, включая Энрико Карузо и Анну Павлову. После окончания каучукового бума театр пришел в запустение, но затем был отреставрирован и возобновил работу. В настоящее время костяк труппы составляют… белорусские артисты. 

В настоящее время в Манаусе проживают более 2,2 млн человек.

Гавань Манауса расположена в 1,5 тыс. км от побережья Атлантики вниз по течению Амазонки. Порт в современной конфигурации был открыт в 1903 году, расширен и реконструирован в 1967 году. Глубина основных причалов – от 7 до 14 м; в состав нефтеналивного терминала входят 4 танкерных причала и 1 причал для газовозов СПГ. Основные грузы – химикаты, электроника, машины и оборудование, нефть и нефтепродукты, лесоматериалы, резина, контейнеры, а также различная сельхозпродукция – зерно, бертолетия, натуральный каучук, картофель, мясо, шкуры, растительное масло, растительное волокно, гуарана (кофеиносодержащий продукт), масличные культуры. Есть пассажирский терминал для круизных лайнеров. Максимальная длина обслуживаемых судов – 225 м, ширина – 33 м, дедвейт – 66 тыс. тонн. Годовой грузооборот – 15 млн тонн. 

Взлеты и падения

Белен – административный центр штата Пара, расположен на севере страны, почти на самом экваторе. Основан португальцами в 1616 году как форт Фелиc-Лузитания, заложивший основу для колонизации дельты Амазонки. В 1655 году форт переименован в Белен (португальский вариант произношения слова Вифлеем). В 1772 году Белен стал столицей новообразованной провинции Пара. Среди жителей Пары доминировали сепаратистские настроения, жестко преследуемые центральной властью; так при подавлении восстания Кабанажен (1835-1840 гг.) была уничтожена почти треть населения провинции.

Экономическое развитие Белена характеризовалось чередой подъемов, связанных с культивированием той или иной сельскохозяйственной монокультуры, спадов и продолжительных депрессий. До конца XVII века основой экономики Белена был тростниковый сахар, до конца XVIII века  – крупный рогатый скот, до середины XIX века – кофе, рис и хлопок, на рубеже XIX-XX веков – натуральный каучук. В этот период в городе было построено множество роскошных зданий; в Белен прибыло значительное количество иммигрантов из Европы и Азии (тогда же сформировалась и крупная и влиятельная еврейская община). В настоящее время в городе проживает около 1,5 млн человек.

Порт Белена расположен в 120 км от Атлантического океана, у бухты Гуажара, на южном берегу реки Пара в месте, где в нее впадают реки Акара, Орибоко и Гуама. Здесь же находится крупнейший в мире речной остров Маражо длиной 220 км, шириной 150 км и площадью более 40 тыс. кв. км (территория по размеру сравнима со Швейцарией).

Современные очертания гавань Белена приняла в 1909 году. Тогда порт состоял из трех доковых бассейнов – Редуто, Вер-о-Пасо и Соуза Франко. В 70-е – 80-е годы была проведена серьезная реконструкция гавани и модернизация портового хозяйства. В настоящее время гавань состоит из 8 терминалов — Outeiro, Predileta, Agropalma, Miramar (нефтеналивной), ADP (сухогрузный), Ocrim, Recipiente (контейнерный) и пассажирский; причалы имеют глубину от 3 до 10 м. Основу грузопотока (две трети общего объема) составляют нефть и нефтепродукты — бензин, дизельное топливо, авиакеросин, гидратированный и безводный спирт (этанол), каустическая сода. Другие грузы — железная руда, бокситы,  рыба, морепродукты, древесина, бумага, цемент, а также продукция растениеводства — натуральный каучук, бертолетия, каштаны, фрукты, джут, перец, зерно и пальмовое волокно. В порту есть судоремонтная верфь с сухим доком и эллингом. Годовой грузооборот — 10 млн тонн, пассажирооборот – 1 млн человек (в основном, пассажиры регулярных речных маршрутов по Амазонке и Токантинсу).

Богатый и красивый 

Район нынешнего Порту-Алегри, расположенный на юге страны, хотя отошел к Португальской империи очень давно (в 1494 году, по Тордесильясскому договору), до середины XVIII века был «бесхозным» – колонизацию сдерживала воинственность здешних туземцев. Первое поселение, основанное колонистами с Азорских островов, появилось здесь лишь в 1752 году. Спустя 20 лет Порту-Алегри («счастливый порт») стал столицей капитании Рио-Гранди-до-Сан-Педро, в 1810 году получил статус города, а в следующем году стал столицей вновь образованной капитании Сан-Педро-до-Рио-Гранди-до-Сул.

Рост противоречий между имперским правительством и южными элитами привел к гражданской войне 1835-1845 годов. Порту-Алегри, ставший столицей повстанцев, на протяжении войны выдержал три осады и несколько штурмов, нанесших городу значительный ущерб. Во время Парагвайской войны 1865-1870 годов Порту-Алегри стал основным пунктом снабжения бразильских войск, в связи с чем в городе был реконструирован порт, проложен телеграф и появилось множество новых предприятий. Бурное развитие продолжилось и после войны – в 1872 году в Порту-Алегри появился трамвай, в 1874 – электричество, в 1899 – канализация. Так к началу ХХ века Порту-Алегри в полном соответствии со своим названием стал одним из самых красивых, благоустроенных и богатых городов Латинской Америки, каковым является и до сих пор.

Город очень экономически развит; в частности, здесь расположена штаб-квартира крупнейшей частной нефтяной компании страны Ipiranga Produtos de Petroleo. 

В Порту-Алегри базируются два знаменитых футбольных клуба – Gremio, воспитавший Роналдиньо, лучший футболист мира в 2004 и 2005 годах, и Internacional, в котором в разные годы играли такие звезды как Вальдомиро, Клаудио Таффарел, Пауло Фалькао, Дарио и Дунга, капитан сборной Бразилии на победном чемпионате мира 1994 года, а затем тренер сборной страны.

В настоящее время население Порту-Алегри превышает 1,5 млн человек, население городской агломерации – около 5 млн человек.

Гавань Порту-Алегри расположена на восточном берегу реки Гуаиба – главного рукава дельты реки Жакуи – у места ее впадения в огромную пресноводную лагуну Патос, отделенную от Атлантического океана песчаной косой. Отметим, что Патос – крупнейшая в мире лагуна – имеет длину 241 км, ширину 48 км и площадь более 10 тыс. кв. км; средняя глубина — 5 м, наибольшая — 10 м. 

Гавань состоит из трех портовых районов – Мауа, Навигантес и Марсилио Диас; общая площадь — более 8 кв. км. 33 причала общей протяженностью 8 км имеют глубину от 3 до 6,5 м. Площадь открытых грузовых складов — 66 тыс. кв. м, рефрижераторов — 9,5 тыс. кв. м. Основные грузы – зерно, удобрения, рыба, морепродукты, нефть и нефтепродукты, соль, овощи, электрооборудование, целлюлоза, контейнеры. Нефтяной терминал Нитерой (Граватаи), принадлежащий компании Transpetro, «дочки» Petrobras, отгружает легкую нефть и нефтепродукты (дизтопливо, бензин, авиакеросин, растворители, а также СПГ), производимые на заводе Petrobras Alberto Pasqualini (Refap); этот крупный НПЗ мощностью по переработке 32 тыс. тонн нефти в сутки расположен в Каноасе, пригороде Порту-Алегри. Порт принимает суда длиной до 250 м и шириной до 35 м. Годовой грузооборот — 10 млн тонн.

Крепость успения Богоматери

Европейцы (испанцы) впервые высадились в районе нынешней Форталезы (северо-восточное побережье Бразилии) в 1500 году. Век спустя португальцы начали колонизацию этой территории, построив в устье реки Тиара военный форт Сан-Тиаго. Некоторое время эта местность была занята голландцами, основавшими форт Схоненборх; после «возвращения в родную гавань» португальцы переименовали его в Форталеза де Носса Сеньора да Ассунсао («крепость успения Богоматери»). В 1799 году из провинции Пернамбуко выделили провинцию Сеара, столицей которой стала Форталеза.

В XIX веке Форталеза развивалась, в основном, благодаря выращиванию хлопка. В ХХ век город стал центром крупной индустриальной агломерации. В 70-е годы, во время правления президента Умберто Кастело Бранко, уроженца Форталезы, мэром города впервые в Бразилии была избрана женщина – Мария Луиза Вил Дине (вот оно, наследие Богоматери!). В 90-е годы Форталеза стала одним из главных туристических центров Бразилии. Увы, с футболом дело здесь обстоит хуже – почтенный клуб Fortaleza Ceara со славной 110-летней историей недавно вылетел из высшей лиги…

В настоящее время население города составляет 2,8 млн человек, городской агломерации – около 4 млн человек.

Гавань Форталезы, имеющая собственное название – Мукурипе, расположена на берегу одноименной бухты. Глубина причалов – от 7 до 11 м; есть принадлежащие Petrobras специализированные причалы для перевалки нефтепродуктов и СПГ. Основные грузы – сельхозпродукция: хлопок, рис, орехи кэшью, пальмовый карнаубский воск (ценная пищевая добавка), фрукты, зерно, солод, кожа, а также нефть и нефтепродукты, рыба, морепродукты, руда, цемент, бумага, металлоизделия, текстиль, керамика, машины и оборудование, контейнеры. Максимальная длина обслуживаемых судов – 190 м, дедвейт – 70 тыс. тонн. Годовой грузооборот — 5 млн тонн.

Григорий Волчек