Продолжение обзора крупнейших нефтеналивных портов восточной Прибалтики

«В мире места лучше не найти…»

В исторических документах Паланга впервые упоминается в 1161 году, когда король Дании Вальдемар I со своим войском высадился на побережье восточной Балтики. Тем не менее, датой основания города считается более поздняя дата — упоминание Паланги в 1253 году в хрониках Ливонского ордена. По преданию здесь родилась и жила Бирута, мать великого князя литовского Витовта, организатора разгрома немецких рыцарей в легендарной Грюнвальдской битве 1410 года. 

Слово «Паланга», вероятно, имеет куршское происхождение и означает «низкое топкое место». До 1917 года город назывался на немецкий манер — Поланген.

В XV-XVII веках Паланга была крупнейшим портом Великого княжества Литовского — отсюда вывозили рыбу, янтарь, мед и воск. 

В 1795 году, после третьего раздела Речи Посполитой, Паланга вошла в состав Российской империи и в административном отношении стала частью сначала Виленской, а затем Курляндской губернии. 

В конце XIX века Паланга стала популярным морским курортом. Одновременно развивалась и транспортная сфера — расширялся порт, в пригороде Паланги — Швянтойи — в 1891 году открыта мореходная школа. После запрета литовской прессы город стал важным центром нелегального ввоза литовской литературы из-за рубежа; в 1899 году здесь была поставлена первая пьеса на литовском языке. 

Во время Первой Мировой войны, с марта 1915 года по ноябрь 1918 года, Паланга была оккупирована немецкими войсками. После ухода немцев город вошел в состав только что провозглашенной Латвийской Республики. Литва оспорила этот территориальный раздел; претензия рассматривалась международной арбитражной комиссией и в марте 1921 года решена в пользу Литвы. 

В 20-30-е годы курортная Паланга стала неофициальной «летней столицей» Литвы; при этом портовое хозяйство Паланги/Швянтойи постепенно свернулось, не выдержав конкуренции с соседними крупными портами Клайпеды (см. материал «Рекорды Клайпеды») и Лиепая (см. материал «Галопом по Балтике»). 

В первый день Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года, Паланга была занята немецкими войсками; освобождена Советской армией 10 октября 1944 года. 

В послевоенные годы курорт значительно расширился; на базе национализированных вилл организованы дома отдыха и санатории, в 1963 году открыт аэропорт. Паланга стала одним из излюбленных мест отдыха советской интеллигенции; сразу два выдающихся поэта — Иосиф Бродский и Роберт Рождественский — посвятили городу свои стихи. 

Коньяк в графине — цвета янтаря,
Что, в общем, для Литвы симптоматично.
Коньяк вас превращает в бунтаря.
Что не практично. Да, но романтично.
Он сильно обрубает якоря
Всему, что неподвижно и статично.
Конец сезона. Столики вверх дном.
Ликуют белки, шишками насытясь.
Храпит в буфете русский агроном,
Как свыкшийся с распутицею витязь.
Фонтан журчит, и где-то за окном
Милуются Юрате и Каститис…
И если жить той жизнью, где пути
Действительно расходятся, где фланги,
Бесстыдно обнажаясь до кости,
Заводят разговор о бумеранге,
То в мире места лучше не найти
Осенней, всеми брошенной Паланги.

Иосиф Бродский, «В Паланге», 1967 год.

С 1991 года Паланга — в составе независимой Литовской Республики. В 1992 году из города выведены российские войска. 

Мажейкяй — Бутинге, далее — везде

В 1980 году построен первый и доселе единственный в Прибалтике Мажейкяйский НПЗ мощностью по переработке 12 млн тонн нефти в год. Сырье для завода — западносибирская нефть — поставлялось по пущенному одновременно с НПЗ 720-мм трубопроводу Полоцк — Биржай — Мажейкяй.

Спустя 19 лет, в июле 1999 года, уже в независимой Литве владеющая заводом госкомпания Mazeikiu Nafta пустила в эксплуатацию 91-километровый трубопровод и нефтеналивной терминал Бутинге. Так стратегический объект, названный в честь соседней деревушки и административно входящий в состав Паланги, вернул курортному городу статус крупного специализированного порта. 

В 2002 году контрольный пакет Mazeikiu Nafta — 53,7% — купил ЮКОС, а спустя 4 года основным собственником завода, трубы и терминала стала крупнейшая польская нефтяная компания PKN Orlen. 40,66% акций Mazeikiu Nafta — у правительства Литвы, остальной пакет принадлежит коллективу предприятия и мелким акционерам. 

Отмечу, что, помимо вышеупомянутой трубы  Мажейкяй — Бутинге, PKN Orlen контролирует все литовские трубопроводы, включая литовские сектора нефтепровода и нефтепродуктопровода Полоцк — Вентспилс (параллельные нитки длиной по 87 км) и нефтепровода Полоцк — Мажейкяй длиной 225 км, а также три насосные станции. Кроме того, компания управляет розничной сетью из 35 литовских АЗС. В целом Orlen Lietuva обеспечивает 20% литовского экспорта. 

Труба и точка

Нефтяной терминал Бутинге мощностью 14 млн тонн в год (8 млн тонн — экспорт и 6 млн тонн — импорт) расположен недалеко от границы с Латвией, рядом с устьем реки Швянтойи, на территории более 1,2 тыс. га.

Ключевой объект терминала — выполненный в виде плавучего буя одноточечный морской причал с возможностью прокачки до 5 тыс. кубометров нефти в час. От причала на сушу проложен морской подводный трубопровод диаметром 910 мм и длиной 7,5 км. Работу трубы обеспечивает насосная станция. Нефтехранилище включает пять резервуаров с плавающей крышей объемом 50 тыс. кубометров каждый, предназначенных для хранения и перекачки сырой нефти и дизельного топлива. 

Григорий Волчек