Продолжение обзора крупнейших нефтеналивных портов восточной Прибалтики

Ливская гавань

Средневековое название Лиепая — Лива Портас — означает «ливская гавань» и свидетельствует о том, что в древности здесь жило балтийское племя ливов. Это название впервые упоминается в хронике 1253 года в контексте раздела земель между Тевтонским (Немецким) рыцарским орденом и Курляндским епископом. 

Как морская гавань поселение Лива Портас впервые упоминается 10 лет спустя, в 1263 году; в то время через гавань в северо-восточные земли Германии вывозились лес, рыба, мясо и масло. 

В XV веке через Ливу проходил торговый путь из Амстердама в Москву, известный как «Белая дорога». 

В 1560 году тевтоны продали Ливу прусскому герцогу, после чего город, переименованный в Либау, начал активно развиваться. В 1609 году Пруссия возвратила Либау герцогу Курляндии в качестве приданого. Вскоре Либау стал одним из главных портов Курляндии, торгующим не только с соседними странами, но и с Великобританией, Францией, Нидерландами и Португалией. Вместо обмелевших рек Лива и Перконе был проложен канал шириной 13 м и глубиной 3 м. Главным конкурентом Либау стал соседний Мемель (ныне — литовская Клайпеда; см. материал «Рекорды Клайпеды»).

Во время Северной войны Либау был занят шведами, а затем поляками (Речью Посполитой). В период польского владения в Либау было создано передовое по тем временам портовое хозяйство — гавань могла принимать суда грузоподъемностью до 100 тонн, на новый уровень поднялось судостроение и бондарное ремесло (изготовление бочек для экспортной продукции, в первую очередь, сала и масла). Основными грузами в тот период стали зерно, лес, кожа, соль, рыба (сельдь), стройматериалы и металлоизделия. 

В 1795 году, в ходе третьего раздела Польши, Курляндия, включая Либау, вошла в состав Российской империи в качестве Курляндской губернии; название города было русифицировано и превратилось в Либаву. 

В 1831 году Либава получила права гавани первого класса. Одновременно город активно развивался как популярный курорт, одно из мест отдыха российского дворянства и даже членов царской семьи (в 1862 году порт посетил император Александр II с семьей). 

В 1871 году в город пришел первый поезд из Вильны (Вильнюса), a через 5 лет открылась Либаво-Роменская железная дорога. В 1890 году по указу Александра III началось строительство Либавской военно-морской базы. Одновременно развивалась Либавская судоверфь, строящая, в основном, корабли дальнего плавания — бриги, шхуны и пароходы. 

В сентябре 1903 года Либаву посетил Николай II с семьей; во время визита освящен Свято-Никольский морской собор, построенный в военном порту на личные средства императорской семьи.

В ходе Первой Мировой войны, в мае 1915 года, Либава была занята немецкими войсками; оккупация длилась 3,5 года, вплоть до самого конца войны. В 1919 году, во время войны за независимость Латвии, Либава, переименованная в Лиепая (от латышского слова «липа»), полгода выполняла роль столицы молодого государства. 

В течение почти всей Великой Отечественной войны — с 29 июня 1941 года по 9 мая 1945 года — Лиепая была оккупирована немцами.

В настоящее время Лиепая — значимый промышленный и культурный центр Латвии, третий по численности населения город страны.

Милитаризация и конверсия

Современные очертания Лиепайский порт принял в 1868 году, когда завершилась очередная реконструкция гавани и удлинены северный и южный молы, а глубина фарватера достигла 6,5 м. Тогда же начал работать Лиепайский маяк, построенный из чугунных конусов (он действует и по сей день). В связи с запуском железной дороги и резким ростом товарооборота был построен Зимний порт, а также Северная и Южная железнодорожные станции, обрабатывавшие до 300 товарных вагонов в день. Тогда же была основана Либавская школа навигации (ныне — Лиепайский морской колледж). 

После строительства военного порта глубина подходного фарватера увеличилась до 10 м. В начале ХХ века Либавский порт вошел в пятерку крупнейших гаваней России — после Санкт-Петербурга, Риги, Одессы и Ревеля (Таллина); через порт вывозилось 7% российского экспорта, включая зерно, лесоматериалы, соль, минеральные удобрения, металл и металлоизделия, машины и оборудование, уголь и хлопок. 

В 1907 году Русское Восточно-Азиатское пароходство открыло постоянное пассажирское сообщение по линии Либава — Нью-Йорк — Галифакс. Основу пассажиропотока составляли эмигранты, переезжавшие в Америку на постоянное место жительства. На пике линия перевозила более 70 тыс. человек в год. 

В период Первой республики, в 1931 году, в Лиепая построен свободный порт (порто-франко), взимавший нулевые таможенные пошлины с транзитных товаров; это существенно повысило грузооборот гавани.

В советский период, в 1951 году, введен запрет на заход в Лиепая иностранных судов. В 1964 году мощный импульс получило местное рыболовецкое хозяйство — создана Лиепайская база океанического рыболовного флота с собственным траулерным флотом, предназначенным для лова в нейтральных водах Атлантики. Кроме того, в Лиепая базировался знаменитый рыбколхоз «Большевик» (впоследствии — Kursa), крупнейший в Латвии. 

В 1967 году торговый порт Лиепая прекратил работу; все его имущество передано в ведение Военно-морского флота СССР. В 1991 году, в независимой Латвии, статус международного торгового порта Лиепая восстановлен. В 1994 году Лиепайская база Военного-морского флота России закрылась; освободившиеся причалы, склады, автомобильные и железные дороги перешли в собственность Лиепайского торгового порта. Началась очистка акватории порта от затонувших военных судов. 

В 1997 году на территории порта создана Лиепайская специальная экономическая зона, предоставляющая своим резидентам существенные финансовые, налоговые и административные льготы и преференции. 

От угля до шпрот

В настоящее время Лиепайский порт состоит из трех доковых бассейнов — Зимняя гавань, Тосмарская гавань (бывший военный порт) и Основной район, отделенный от открытого моря молом. Территория порта — 372 га, акватория — 810 га, количество причалов — 80, общая длина причального фронта — 10 км. Гавань принимает суда максимальной осадкой 11 м, шириной до 35 м и длиной до 240 м. Порт оборудован современными портальными и мобильными кранами грузоподъемностью до 63 тонн, а также автопогрузчиками грузоподъемностью до 25 тонн. Площадь открытых грузовых площадок — 100 тыс. кв. м, крытых складов — 75 тыс. кв. м. 

Годовой грузооборот — 8 млн тонн, включая 0,3 млн тонн наливных грузов (нефть и нефтепродукты). Основные грузы — зерно, цемент, лесоматериалы (круглый лес, пиломатериалы, щепа, древесностружечные гранулы), уголь, минеральные удобрения, металлоизделия, контейнеры. Порт обслуживает регулярные грузопассажирские паромные перевозки по маршруту Лиепая — Травемюнде (Германия). Заходят сюда и большие круизные суда.

Нефтяной компонент гавани представлен четырьмя наливными терминалами — DG, GI, Transit и Glen Oil, где переваливаются сырая нефть, бензин, дизельное топливо (включая биодизель), мазут, вакуумный газойль, базовые и промышленные масла, продукты нефтехимии. Общая длина специализированных причалов — 1,2 км, емкость резервуарного парка — 74,4 тыс. кубометров.

Рыбный порт, использующий специализированные причалы Торгового канала, является базой для 20 судов, которые ведут промысел трески, кильки, салаки, камбалы, палтуса и круглого бычка. Рядом с рыбным портом расположено несколько рыбоконсервных заводов, производящих в том числе главный фирменный продукт местного производства — знаменитые балтийские шпроты. 

Судостроительные мощности представлены двумя предприятиями — LZK («Лиепайская северная судоверфь») и Liepajas kugu buves rupnica, которые строят прогулочные корабли, рыболовецкие траулеры, грузовые и пассажирские паромы, а также занимаются судоремонтом и модернизацией судов. 

Григорий Волчек