Продолжаем обзор нефтеналивных портов России

«Я помню тот Ванинский порт»

Глубоководная бухта Ванина в Татарском проливе, названная в честь военного топографа Иакима Ванина, впервые появилась на российских морских картах в 1876 году. Через 30 лет это доселе глухое место оживилось в связи с приходом сюда лесопромышленной компании Тишкина; отсюда и первое название населенного пункта — Тишкино. 

В разгар Великой Отечественной войны, в мае 1943 года, Государственный комитет обороны СССР издал постановление о строительстве железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре (Пивань) — Советская Гавань и морского порта (портопункта) в бухте Ванина. Через год досрочно сдан в эксплуатацию первый пирс Ванинского порта, а еще через год из Комсомольска-на-Амуре в Ванино прибыл первый поезд. Железную дорогу и порт, в основном, строили заключенные, военнопленные и солдаты-стройбатовцы.

Начало истории Ванинского порта окрашено в трагические тона – он, по сути, представлял собой огромный пересыльный лагерь, предназначенный для этапирования заключенных в Магадан (см. материал «Восточное направление»). Этому посвящена знаменитая народная песня:

Я помню тот Ванинский порт
И крик пароходов угрюмый,
Как шли мы по трапу на борт
В холодные мрачные трюмы.

На море спускался туман,
Ревела стихия морская.
Лежал впереди Магадан,
Столица Колымского края.

Не песня, а жалобный крик
Из каждой груди вырывался.
«Прощай навсегда, материк!» —
Хрипел пароход, надрывался.

От качки стонали зек
а,
Обнявшись, как р
одные братья,
И только порой с языка
Срывались глухие проклятья.

Будь проклята ты, Колыма,
Что названа «чудной планетой».
Сойдешь поневоле с ума,
Отсюда возврата уж нету…

В годы хрущевской «оттепели», резко сократившей лагерное население страны, Ванинский порт начал развиваться как торговый, с акцентом на экспорт древесины в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В 1973 год запущена грузопассажирская железнодорожная (а впоследствии и автомобильная) паромная переправа Ванино — Холмск (Сахалин). 

В настоящее время территория Ванинского порта составляет 458 га, акватория — 16 кв. км, общая длина 22 причалов — 3,7 км, максимальный грузооборот — 50 млн тонн в год, пассажирооборот — до 70 тыс. человек в год. Основные грузы — лес-кругляк, пиломатериалы, цветные и черные металлы, нефтепродукты, контейнеры, руда. Площадь крытых складов — 42 тыс. кв. м, открытых грузовых площадок — 484 тыс. кв. м. Навигация круглогодичная, в ледовый период — с января по март — осуществляется ледокольная проводка судов. 

Нефтеналивной терминал состоит из трех причалов; суммарная емкость резервуарного парка — 211 тыс. кубометров, максимальный грузооборот — 3,8 млн тонн светлых и темных нефтепродуктов. 

В состав портофлота входят более 20 судов различного назначения — буксиры-кантовщики, самоходные и несамоходные плашкоуты, лихтеры, нефтемусоросборщики, пассажирские катера, танкер-бункеровщик, морской буксир, судно-водолей, маслозаправщик и сборщик льяльных вод. Паромный флот включает четыре однотипных дизель-электрохода типа «Сахалин», каждый из которых может перевозить 28 железнодорожных вагонов, либо 37 большегрузных автомобилей, а также 100 пассажиров. Максимальные габариты судов, заходящих в Ванино: осадка — 18,5 м, длина — 290 м, ширина — 45 м.

В настоящее время в бухте Мучке к северу от Ванино строится огромный угольный порт с грузооборотом 55 млн тонн в год, что, по сути, удваивает общий объем перевалки в Ванинской гавани. Два из четырех этапов строительства, рассчитанного до 2025 года включительно, уже завершены, отгрузка угля достигла 20 млн тонн в год. 

Административно в состав Ванинского порта входит крупный портопункт в Николаевске-на-Амуре, расположенный на Амурском лимане, недалеко от устья реки. В гавани имеются 17 причалов и пирсов для грузовых, вспомогательных и пассажирских судов; общая длина причального фронта — 1,5 км. Площадь крытых складов — 8,7 тыс. кв. м, открытых грузовых площадок — 40 тыс. кв. м. Основной объем перевалки составляют грузы (лес, строительные материалы, уголь, нефтепродукты, контейнеры и генеральные грузы), предназначенные для отдаленных поселков, расположенных на побережье Охотского моря в Аяно-Майском, Тугypo-Чумиканском и Охотском районах. Регулярные речные рейсы осуществляются в Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и Благовещенск. В состав портофлота входят буксиры, буксирные катера, баржи, пассажирский теплоход, лоцманский катер и плавучий кран. Гавань закрыта для захода иностранных судов. 

Была Императорская, стала Советская

Первооткрывателем бухты и прилегающей территориии, известной сейчас как Советская Гавань, стал лейтенант флота Николай Бошняк, участник Амурской экспедиции адмирала Геннадия Невельского. Это произошло в 1853 году; основанное здесь поселение было названо Императорской Гаванью. 

Весной 1856 года в гавани затоплен легендарный фрегат «Паллада», экипаж которого ранее детально изучил побережье Приморского края и, в частности, открыл заливы Посьета и Ольги (о них разговор впереди). Причина затопления — опасение того, что боевой корабль, обладающий серьезным вооружением и исключительными мореходными качествами, достанется врагу — британской военной эскадре (в тот период шла Крымская война). Отметим, что тогда англичане ненадолго зашли в Императорскую Гавань и сожгли все строения военного Константиновского поста. 

В ноябре 1860 года был подписан Пекинский договор, официально закрепивший за Россией земли к востоку от Амура, включая территорию Императорской Гавани. 

В начале ХХ века территорию, примыкающую в Императорской Гавани, начали активно осваивать лесозаготовители и рыбопромышленники. В 1912 году три небольших поселения, расположенных по берегам бухт Маячная, Японская (сейчас — Курикша) и Концессия (сейчас — Окоча) объединились в одно крупное село Знаменское, насыщенное рыболовецкими артелями, рыбозаводами и лесопилками. 

Гражданская война затронула Императорскую Гавань / Знаменское в полной мере — село несколько раз переходило из рук в руки, на побережье неоднократно высаживались боевые десанты, проводились «зачистки» и массовые расстрелы.  Окончательно советская власть была установлена в Знаменском только в ноябре 1922 года, а вскоре Императорскую Гавань вполне ожидаемо переименовали в Советскую, а село Знаменское получило статус рабочего поселка Советская Гавань.

В 1933 году на берегу бухты Лососина основан рыбокомбинат «Совгавань», позже реорганизованный в базу океанического рыболовства — одно из крупнейших рыбопромысловых предприятий СССР с числом работающих более 3 тыс. человек. В 1937 году построен Северный судоремонтный завод, а порт Совгавани стал приобретать современные очертания. Тогда же, с учетом японской военной угрозы, здесь был создан укрепленный район (впоследствии — военно-морская база) с тремя береговыми артиллерийскими батареями, оснащенными крупнокалиберными дальнобойными орудиями.

В 1941 году поселок Советская Гавань получил статус города. В  1945 году заработала железнодорожная линия Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань (спустя 40 лет портовый город стал конечным пунктом легендарного БАМа). В 1958 году из территории Советской Гавани был выделен рабочий поселок Ванино. Соответственно, и Ванинский порт стал самостоятельным, каковым и является до сих пор, несмотря на то, что расстояние между портами Ванино и Советская Гавань совсем небольшое: по трассе — 40 км, по прямой — 15 км. При этом порты существенно различаются по гидрографии, масштабу, профилю деятельности и структуре грузооборота.

В 1993 году порт Советской Гавани открылся для иностранных судов, а спустя 7 лет получил статус международного. В 2018 году на Советско-Гаванский порт был распространен режим свободного порта Владивосток.

В настоящее время в состав порта Совгавани входят 7 грузовых районов в бухтах Окоча, Эгге, Курикша, Маячная и Лососина, а также пункт рейдовой погрузки леса в поселке Нельма. Навигация осуществляется круглогодично, в зимний период требует ледокольной проводки. Основные грузы — древесина и нефтепродукты, годовой грузооборот — 4 млн тонн, включая 360 тыс. тонн наливных грузов (общая емкость резервуарного парка для хранения нефтепродуктов — 23 тыс. тонн). Площадь территории порта — 136 га, акватории — 24 кв. км; общая длина 10 причалов — 1,9 км; площадь открытых складов — 77 тыс. кв. м. Максимальные габариты судов, заходящих в Совгавань: осадка — 10 м, длина — 200 м, ширина — 30 м. Лов рыбы осуществляется на 7 рыбопромысловых участках в открытом море.

На стыке границ

Поселок Посьет, расположенный на берегу Новгородской бухты Японского моря, основан русскими моряками в 1860 году как военный пост; назван в честь выдающегося русского мореплавателя и государственного деятеля адмирала Константина Посьета. 

Post Posyet and Bay. 1900s Postcard

Расположенный всего в 60 км от стыка границ России / СССР, Китая и Кореи, Посьет в первые годы советской власти был центром Корейского национального района. В разгар Большого террора, в августе 1937 года, в ходе массовой депортацией советских корейцев 180 тыс. человек, от мала до велика, в товарных вагонах были вывезены с исконной территории в пустынные районы Средней Азии – на Арал, Балхаш и Кызылкум. В пути погибли 30 тысяч человек, столько же умерли при обживании новых мест. Национальный район был упразднен, вся организационная и культурная инфраструктура советских корейцев — 400 школ, педагогический техникум и педагогический институт, театр, 6 журналов и 7 газет на корейском языке — полностью ликвидирована. Корейцы стали первым (но увы, далеко не последним) народом, поголовно репрессированным советской властью.

Через год после трагедии советских корейцев в окрестностях опустевшего Посьета произошел первый вооруженный конфликт СССР с милитаристской Японией — бои у озера Хасан. Боестолкновения носили ожесточенный характер — с приграничных сопок Заозерная и Безымянная японцев выдавливали две дивизии, усиленные танковыми батальонами и авиационной бомбардировочно-штурмовой поддержкой. С того времени и по сегодняшний день в Посьете дислоцируется Хасанский пограничный отряд. 

Сегодня незамерзающий Посьетский порт имеет 15 причалов общей длиной 2,4 км. Основная специализация — экспорт каменного угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также обслуживание рыболовного флота. Годовой грузооборот — 6 млн тонн, включая 2,5 млн тонн наливных грузов (нефтепродукты). Площадь территории гавани — 88 га, акватории — 22,5 кв. км; площадь крытых складов — 33 тыс. кв. м, открытых грузовых терминалов — 105 тыс. кв. м, емкость резервуарного парка для хранения нефтепродуктов — 41 тыс. кубометров. Максимальные габариты судов, заходящих в гавань: осадка — 9 м, длина — 175 м, ширина — 26 м.

В состав Посьетского порта входит глубоководный портопункт, расположенный в поселке Славянка на берегу Славянского залива. Залив стал известен в 1855 году, когда он был нанесен на английские морские карты под названием Порт-Брюс. В 1861 году здесь создан военный пост Славянка. В 1943 году Славянке присвоен статус поселка городского типа. В 1970 году в Славянке построен судоремонтный и судостроительный завод, обслуживающий корабли океанического класса. С 1996 года порт Славянки открыт для захода иностранного флота. Годовой грузооборот гавани — 3 млн тонн, половина из которого — нефтепродукты, переваливаемые на терминале «Востокбункер» (отметим, что компания имеет собственный танкерный флот). Еще один крупный терминал Славянской гавани – лесной, обеспечивающий экспорт пиломатериалов, круглого леса и щепы. Другие обрабатываемые в порту грузы – металлолом, металлоизделия, строительные материалы (песок и цемент), автомобили и другая колесная техника, рыбопродукция. Гавань оборудована крытыми складами площадью 3 тыс. кв м и открытыми грузовыми площадками 9 тыс. кв. В составе портофлота выделяется мощный плавучий кран грузоподъемностью 100 тонн. В 2025 году в Славянке планируется запустить универсальный перегрузочный комплекс мощностью 1,5 млн тонн в год. Максимальные параметры заходящих в гавань судов: осадка — 15 м, длина — 400 м, ширина — 60 м, дедвейт — 60 тыс. тонн.

Главная достопримечательность Славянки и Посьета — базирующийся здесь с 2020 года плавучий космодром Sea Launch, который принадлежит авиакомпании S7. Этот уникальный, единственный в мире комплекс состоит из сборочно-командного судна и стартовой платформы Odyssey. 

Имени Святой Ольги

Залив Ольга Японского моря открыт в 1856 году экипажем фрегата Hornet Королевского флота Великобритании. Англичане назвали свое открытие в честь адмирала Майкла Сеймура, но спустя год русские военные моряки переименовали залив в честь Святой Ольги, княгини Киевской Руси. Удобную здешнюю бухту назвали Тихая Пристань, окрестные речки — Аввакумовка и Ольга. Вскоре здесь был основан военный пост, после чего гавань, в основном, использовалась военно-морскими силами. 

В годы Великой Отечественной войны и после нее на берегу залива базировался полк военно-морской авиации Тихоокеанского флота, укомплектованный гидросамолетами; соответственно, гавань Ольги использовалась как гидропорт. В июле 1945 года Ольга получила статус поселка городского типа.

Благодаря умеренно теплому Приморскому течению и Сихотэ-Алиньскому горному массиву, защищающему залив от морозных сибирских антициклонов, Ольга — самое теплое место российского Дальнего Востока в зимний период. Соответственно, зимой основная часть обширной акватории Ольги (длина — 11 км, ширина — 4 км) не замерзает; кроме того, в заливе водятся субтропические моллюски.

Площадь территории морского порта — 43 га, акватории — 57 кв. км. Общая площадь 11 причалов — 1,6 км, годовой грузооборот — 2,5 млн тонн. Площадь крытых складов — 5,4 тыс. кв. м, открытых грузовых терминалов — 133 тыс. кв. м, емкость резервуарного парка для хранения нефтепродуктов — 13 тыс. кубометров. Максимальные габариты судов, заходящих в гавань: осадка — 8 м, длина — 200 м, ширина — 18 м.

В бухте Троицы

Поселок Зарубино, расположенный на полуострове Зарубина на берегу бухты Троицы, основан в 1928 году на месте военного поста; топонимы получили свои названия в честь главного механика российского военно-морского флота, генерал-лейтенанта Ивана Зарубина. С 1940 года имеет статус поселка городского типа. 

В 1981 году здесь построен крупный рыбный порт, впоследствии ставший универсальным. В 1992 году Зарубинский (Хасанский) порт открыт для иностранных судов. 

Перспективы развития гавани связаны со строительством зернового терминала мощностью 5 млн тонн. При этом запланировано довести общий объем перевалки грузов в Зарубино до 9 млн тонн, в том числе за счет увеличения обработки накатных грузов (автомобилей и другой колесной техники), рыбопродукции и контейнеров. 

Лодки и уголь

В 1947 году на берегу бухты Большой Камень Уссурийского залива, прямо напротив Владивостока, началось строительство крупного судозавода. В 1954 году завод был пущен в эксплуатацию, а через два года жилой массив при предприятии был официально оформлен как рабочий поселок. В 1964 году поселок стал райцентром Шкотовского района, а в 1989 году получил статус города краевого подчинения. С 1996 по 2014 год Большой Камень был закрытым административно-территориальным образованием. Градообразующее предприятие Большого Камня – судозавод «Звезда», единственное на Дальнем Востоке предприятие, осуществляющее ремонт и модернизацию атомных подводных лодок.

К северу от Большого Камня, в пригородной зоне, на берегу бухты Теляковского, строится крупный угольный порт грузооборотом 20 млн тонн в год. Территория гавани — 170 га; в крытом складе площадью 8 тыс. кв. м может единовременно храниться 1,5 млн тонн угля 18 различных марок. В порту можно принимать суда-балкеры дедвейтом до 120 тыс. тонн.

К югу от города, в районе мыса Открытый (поселок Подъяпольское), в 2021 году построен еще один угольный терминал аналогичной производительности — порт Вера. Длина причала — 246 м; разрешенная осадка судов, заходящих в гавань — 12 м, максимальный дедвейт — 55 тыс. тонн. По прогнозу, в 2022 году грузооборот терминала составит 7 млн тонн с перспективой роста до 20 млн тонн в год. 

Григорий Волчек