Продолжаем рассказ о крупнейших нефтеналивных портах на постсоветском пространстве.

Ливония — Тевтония — Пруссия

В 1252 году магистр Ливонского ордена Эберхард фон Сайн и курляндский епископ Генрих фон Курланд с согласия короля Литвы Миндаугаса заложили в устье реки Данге (Дане), впадавшей в Куршский залив Балтийского моря, деревянный замок. 

Вскоре здесь возникло поселение Мемель (этим топонимом древние литовцы называли заболоченную местность в нижнем течении реки Неман), управлявшееся по любекскому праву. На месте деревянной крепости построили каменную, а рядом с ней — морской причал со складами, принадлежавшими немецким купцам из Дортмунда. Основной грузооборот был налажен с вольными ганзейскими городами Любек и Бремен.

В 1384 году Мемель был аннексирован Тевтонским орденом и стал опорным пунктом в военных действиях немецких «псов-рыцарей» против литовских племен. С 1525 года Мемель принадлежал Прусскому герцогству, затем на 15 лет отошел к Швеции, а в 1701 году вернулся в состав Пруссии, к тому времени ставшей уже королевством. 

Во время Семилетней войны, в 1757 году, город был взят российским флотом и ненадолго включен в состав Российской империи. После подписания в 1762 году Петербургского мирного договора Мемель снова стал прусским; более того, некоторое время город являлся временной столицей королевства, и именно здесь в 1807 году король Фридрих Вильгельм III подписал исторический указ об отмене в Пруссии крепостного права. 

Балтийская конкуренция

Увы, все эти геополитические пертурбации весьма пагубно сказывались на состоянии дел в Мемельском порту. В середине XVI века по настоянию конкурентов устье реки Данге было резко сужено каменным молом, что позволило входить в порт только небольшим судам, преимущественно лесовозам. На фоне соседних крупных гаваней Кенигсберга (ныне — российский Калининград) и Данцига (ныне — польский Гданьск) Мемель выглядел весьма бледно. 

Тем не менее, интенсивность работы порта была весьма высокой — в начале XIX века в год в Мемеле обрабатывалось более 300 судов, то есть, по кораблю в день. Кроме того, снижение объема морских грузоперевозок частично компенсировалось развитием судостроения; ключевыми фигурами в этой отрасли были корабельные мастера и плотники из Голландии и Германии.

В 1871 году была провозглашена Германская империя, самым северо-восточным городом которой стал Мемель. В городе начался бурный экономический рост: построены новые торговые и рыболовецкие причалы и склады, проложена железнодорожная ветка до Тильзита (ныне — город Советск Калининградской области), активно развивалось судостроение. Главными внешнеторговыми контрагентами Мемеля стали крупнейшие английские порты, в городе окрепла мощная английская община, ставшая ядром местной элиты. 

К концу XIX века Мемель по грузообороту оставил далеко позади своих исторических конкурентов — Данциг и Кенигсберг, а также соседние российско-латвийские порты — Ригу, Виндаву (Вентспилс) и Либаву (Лиепая). В целом среди балтийских портов Мемель уступал только Санкт-Петербургу, и то совсем незначительно. В этот период в Мемельском порту начались и первые отгрузки нефтепродуктов — керосина и мазута.

Увы, у бурного роста были и определенные издержки: ранее весьма уютный Мемель стал грязным и закопченным, а в припортовом районе Вите, на правом берегу реки Данге, появились десятки публичных домов. В связи с этим у балтийских моряков стала популярной поговорка: «Если хочешь испортить своего сына, пошли его в Мемель».

Возвращение к истокам

Спустя год после Февральской революции в России, 16 февраля 1918 года, была провозглашена независимость Литвы. Еще через несколько месяцев распалась Германская империя, что предопределило завершение Первой Мировой войны. В соответствии с подписанным 28 июня 1919 года мирным Версальским договором, к северу от реки Неман был образован особый регион Мемельланд, отделенный от Германии и переданный под мандат Лиги Наций (а по сути, под коллективное управление победившей антинемецкой коалиции — Антанты). 

Временную администрацию подмандатной территории сформировали французы. Хотя в конце 1922 года Франция де-юре признала Литву, передавать ей Мемельский край она не спешила, хотя литовцы очень настаивали. Вскоре в городе вспыхнуло восстание; интенсивные перестрелки с литовскими повстанцами шли несколько дней, после чего в Мемеле высадился британский десант, который совместно с местным французским гарнизоном подавил бунт. При этом оккупантам было очевидно, что назревший вопрос надо решать по существу, и 16 февраля 1923 года Совет послов Антанты постановил передать Мемельский край Литве, что и было сделано через 11 месяцев. 

Мемель был переименован в Клайпеду, Мемельланд — в Клайпедский уезд. Этимология топонима Клайпеда (Калойпеде), впервые появившегося в письменном источнике еще в 1413 году, неизвестна; скорее всего, так называли свой ареал проживания западно-литовские племена — курши, жемайты и курсениеки. 

8 мая 1924 года в Париже была подписана конвенция, согласно которой управление Клайпедским портом передавалось специальному органу — портовой директории, сформированной из представителей центральных и местных властей Литвы, а также делегатов от Лиги наций. 

После наступления политической и административной определенности начался новый этап расцвета Клайпедского порта (в частности, именно тогда там появился первый специализированный нефтяной терминал). Роль Клайпеды для тогдашней экономики Литвы была огромной, опредедяющей — через Клайпедский порт осуществлялось 80% всего литовского внешнеторгового оборота! 

Жертвы и разрушения

22 марта 1939 года нацистская Германия, предъявив Литве жесткий ультиматум, получила Клайпедский край обратно, переименовала Клайпеду в Мемель и начала строить там мощную военно-морскую базу, включавшую аэродром, огневые позиции, четыре линии оборонительных фортов и подземное хранилище топлива. Соответственно, 22 июня 1941 года, после нападения Германии на Советский Союз, именно Мемель стал первым объектом бомбардировки советской авиации. 

28 января 1945 года в ходе наступательной операции и последующей осады, длившейся более трех месяцев, Советская армия взяла Мемельский укрепрайон. В ходе эвакуации немцы взорвали основные промышленные и портовые объекты города, ожесточенные бои увеличили масштаб разрушений — в Мемеле было полностью уничтожено около 40% зданий и сооружений; еще такое же количество объектов, получивших серьезные повреждения, требовало капитального ремонта.

В августе 1945 года Потсдамская конференция держав-победительниц утвердила передачу Советскому Союзу северной части Восточной Пруссии. Мемель снова стал Клайпедой, Мемельланд — Клайпедской областью Литовской ССР. Все жители Клайпеды литовской национальности, имевшие по состоянию на март 1939 года гражданство Литвы, получили советские паспорта автоматически; местные немцы должны были ходатайствовать о приеме в гражданство СССР в индивидуальном порядке. 

Отметим, что в первой половине ХХ века Клайпеда поставила своеобразный рекорд — менее чем за 30 лет, с 1918 по 1945 год, город пять раз менял свою государственную принадлежность!

День моря

После войны Клайпедский порт был восстановлен и постепенно обрел современные очертания и внутреннюю структуру. На момент распада СССР в рейтинге советских портов Клайпеда уверенно занимала четвертое место по общему грузообороту и шестое — по перевалке нефти и нефтепродуктов (7,1 млн тонн в год). На Балтике Клайпеда была «серебряным призером», уступая только Вентспилсу и существенно обгоняя Ленинград (Санкт-Петербург), Ригу, Таллин и Лиепая.

Одним из «коньков» гавани стала открытая в 1986 году паромная переправа до восточногерманского порта Мукран, где курсировали крупнейшие в мире морские железнодорожные паромы. А среди простых советских граждан Клайпеда благодаря редчайшей для СССР четкой организации торговли получила широкую известность как «город без очередей». 

Главным праздником города, «морских ворот Литвы», как нетрудно догадаться, стал возрожденный в 1963 году День моря, в котором традиционно участвуют практически все жители Клайпеды.

Национальное достояние

В независимой Литве Клайпедский порт был укрупнен путем слияния торговой и рыболовной гаваней и по специальному закону получил особый статус — его территория, акватория, причалы, гидротехнические сооружения, навигационные пути, каналы и другие объекты инфраструктуры являются государственной собственностью и не могут быть приватизированы.

В 2008 году Клайпеда впервые за свою историю переработала 30 млн тонн грузов и вышла на первое место среди портов стран Балтии. При этом по перевалке нефти и нефтепродуктов Клайпеда отстает от своего главного конкурента — Вентспилса, впрочем, год от года сокращая разрыв. Сегодня Вентспилс отгружает около 10 млн тонн жидких грузов в год (подробнее — в материале «Балтийский транзит»), а Клайпеда — более 8 млн тонн, причем, основной объем этих грузов составляет продукция белорусских НПЗ — Мозырьского и Новополоцкого. 

Отметим, что крупнейший в Прибалтике НПЗ Lietuva Orlen в Мажейкяе отгружает сопоставимый объем нефтепродуктов со специально построенного морского терминала Бутинге.

Общая емкость резервуарных терминалов Klaipedos Nafta и Kroviniu —780 тыс. тонн. Рекорд разовой загрузки был поставлен в 2017 году, когда из Клайпеды ушел в трансатлантический рейс танкер Nordic Passat, везущий на борту 110 тыс. тонн мазута.

Помимо нефтеналивных мощностей, в Клайпедском порту имеется единственный в Прибалтике терминал LNG — 300-метровое норвежское судно Independence, способное перевалить и регазифицировать до 4 млрд кубометров газа в год, что в полтора раза превышает годовую потребность Литвы в природном газе.  

Территория Клайпедского порта составляет 600 га, акватория — 900 га, общая длина причалов — 25 км, железнодорожных путей — 70 км, причальная глубина — 14 метров. Порт ежегодно наращивает грузооборот, сегодня составляющий около 50 млн тонн в год. Здесь обслуживается более 7 тыс. судов в год; рейсы грузовых паромов организованы в немецкие Засниц и Киль, датские Копенгаген и Фредерицию, а также в шведский Карлсхамн; регулярные контейнерные поезда отправляются в Москву и Одессу. Пассажиропоток по итогам «доковидного» 2019 года достиг 500 тыс. человек в год.  

Порт работает по жестким экологическим стандартам Евросоюза с учетом близости заповедной Куршской косы – уникального природного заказника и популярного места туризма и отдыха.

Ну, а для любителей альтернативной энергетики специально отмечу, что в Клайпеде с 2000 года действует геотермальная электростанция мощностью 41 МВт, одна из крупнейших в Европе. Из четырех скважин глубиной 1,1 км выкачиваются большие объемы геотермальной воды с температурой +38°C, что позволяет снабжать портовый город теплой водой и отапливать треть жилого и промышленного фонда Клайпеды.

Григорий Волчек