Продолжение обзора крупнейших нефтеналивных портов восточной Прибалтики

Долгая дорога в дюнах

Рига основана в устье рек Даугавы (Западной Двины) и Рига (отсюда и название города) в 1201 году немецкими рыцарями-крестоносцами. В течение XIII века Рига стала важным и хорошо укрепленным военно-торговым центром Ливонии – сюда была перенесена резиденция архиепископа, город вступил в Ганзейский союз. 

Учитывая стратегическую значимость Риги, за обладание городом шла нешуточная борьба – в течение пяти веков Ригой поочередно владели Ливонский орден (братство воинов Христа Ливонии, или орден меченосцев), Тевтонский (Немецкий) орден, Речь Посполитая и Шведское королевство, в котором некоторое время Рига считалась вторым городом после столичного Стокгольма. При этом Рига упорно добивалась статуса вольного имперского города Священной Римской империи, но была таковым совсем недолго – всего менее двух десятилетий. 

В ходе Северной войны, в июле 1710 года, после восьмимесячной осады русская армия взяла Ригу. Ее присоединение к России закреплено Ништадтским мирным договором между, подписанным 30 августа 1721 года. При этом Россия выплатила Швеции за отторгнутые земли огромную по тем временам компенсацию в размере 1,3 млн рублей. Рига стала административным центром Рижской (впоследствии – Лифляндской) губернии Российской империи. 

Во второй половине XIX века Рига стала одним из важнейших индустриальных центров России. В 1861 году построена железная дорога Рига – Динабург (ныне – Даугавпилс), позволившая наладить регулярное железнодорожное сообщение с крупнейшими городами страны – Санкт-Петербургом, Москвой и Варшавой, а также с основными российскими житницами. К концу столетия Рижский порт стал вторым по грузообороту в России после Санкт-Петербургского. К началу Первой Мировой войны Рига вышла на 4 место в России по численности населения, уступив только «большой тройке» вышеупомянутых городов. Показателем индустриального и технологического уровня Риги стал запуск на Русско-Балтийском вагонном заводе в 1909 году производства первого массового российского автомобиля марки «Руссо-Балт». 

В ходе Первой Мировой войны, в сентябре 1917 года, город был захвачен германской армией. Через неделю после окончания войны, 18 ноября 1918 года, провозглашена независимая Латвийская Республика, после чего немецкие оккупанты покинули город. В 1920-1921 годах суверенная Латвия урегулировала отношения с соседями, заключив мирные договоры с Советской Россией и Польшей. 

В августе 1939 года Германия и Советский Союз подписали печально известный секретный протокол к пакту Молотова — Риббентропа, определивший Прибалтику советской сферой влияния. После этого началась поэтапная советизация балтийских стран, завершившаяся через год, в августе 1940 года, их «добровольным вхождением в состав СССР» (подробнее – в материале «Галопом по Балтике»).

Во время Великой Отечественной войны, с 30 июня 1941 года по 15 октября 1944 года, Рига была оккупирована немецкими войсками. 

В послевоенные годы индустриализация Риги продолжилась – в частности, был построен Рижский судостроительный завод, плавучие доки для которого поступили из Германии в качестве репарации. Получила новое развитие и автомобильная тематика – в 1958 году Рижская автобусная фабрика (Rigas Autobusu Fabrika, RAF) наладила массовый выпуск лучших в стране микроавтобусов марки Latvija, легендарных «рафиков».  

Вследствие бурного промышленного роста численность населения Риги после войны выросла в 4 раза (!), к моменту распада СССР вплотную приблизившись к 1 млн человек. 

После восстановления независимости Латвии в 1991 году Рига снова стала ее столицей.

Янтарный путь

Даугава еще в V веке была частью древнего торгового маршрута от Балтийского до Черного моря («Путь из варяг в греки», «Янтарный путь»). Первой рижской гаванью стало так называемое Рижское озеро – расширенное русло реки Ридзене; основными продуктами экспорта в то время (XIII–XV века) были пушнина, древесина, воск, лен и конопля. 

В начале XVI века порт перемещается на берег Даугавы. Основу товарооборота в этот период составляют ткани, металл, соль и рыба. Затем этот перечень существенно расширился за счет пеньки, льна, зерна, животных жиров, мачтового леса, железа, меди, листового табака, парусины, тканей и другой галантереи, вина и сахара. 

В 1764 году недавно вступившая на престол императрица Екатерина II в ходе визита в Ригу поддержала предложенный военными инженерами проект строительства дамб на Даугаве для защиты русла реки и предотвращения наводнений. Реализация этого беспрецедентного для России того времени гидротехнического проекта затянулась почти на 20 лет, но работа была выполнена добросовестно – некоторые дамбы сохранились до наших дней. 

Photo by Raimond Klavins on Unsplash

В 1805 году закончено строительство стратегического Березинского канала, соединивший Уллу, приток Даугавы, с Березиной, притоком Днепра. Таким образом, сформировался сквозной водный путь Даугава – Днепр. 

После прокладки Рижско-Орловской железной дороги Рижский порт резко увеличил экспорт зерна, притом, что главным экспортным товаром осталась древесина – по этому показателю Рига уверенно занимал первое место в России. Доля порта в общем внешнеторговом обороте страны превысила 10%. В гавани не прекращались работы по гидротехническому обеспечению и механизации портового хозяйства (установка бакенов и портальных кранов, строительство дамб, маяков, Западного мола, Экспортной гавани, зимнего дока для каботажных кораблей и товарной станции, углубление фарватера до 7,2 м). 

В независимой Латвии (Первой республике) Рижский порт к концу 20-х годов восстановил довоенный уровень перевозок. При этом структура грузооборота изменилась – его основу составили продукты питания (масло, сыр, бекон, кондитерские изделия) и реэкспортируемые лесоматериалы советского производства. 

После Второй Мировой войны в районе Вецмилгравис построен рыбный порт Rinuzu со специализированными причалами, холодильниками и узлом перегрузки продукции с траулеров в вагоны-рефрижераторы; на пике порт обрабатывал более полумиллиона тонн рыбы в год. В 1965 году построен Рижский морской вокзал, в 1970-х годах – инфраструктура для обработки судов типа Ro-Ro с горизонтальным способом погрузки-разгрузки, в 1980-х — один из крупнейших в СССР контейнерных терминалов Kundzinsala и первый в стране специализированный терминал по экспорту сжиженного газа.

Доминанта – транзит

В настоящее Рижский свободный порт – это официальное название гавани – по годовому грузообороту (22 млн тонн) занимает 4 место среди портов восточной Балтики после Приморска, Усть-Луги и Санкт-Петербурга (подробнее о них – в материале «Балтийский акцент»). 

Порт протянулся на 15 км по обоим берегам Даугавы внутри городской черты Риги; площадь территории гавани — 1962 га, акватории — 6348 га, навигация осуществляется круглогодично, максимальная осадка судов – 15 м. 

Большую часть грузооборота составляет транзит стран СНГ. Основные грузы – уголь, нефтепродукты, лесоматериалы, удобрения, сельскохозяйственная продукция и контейнеры. 

Общая длина причалов – 18 км, площадь открытых грузовых площадок – 2,3 млн кв. м, закрытых складов – 520 тыс. кв. м, емкость холодильников – 46 тыс. кубометров (14 тыс. тонн), емкость хранилища для насыпных грузов – 260 тыс. кубометров, общий объем резервуаров для наливных грузов (нефть и нефтепродукты) – 536 тыс. кубометров.

К причалам порта ведут три фарватера – Даугавский (главный; от приемного буя до Вантового моста), Милгравис и Саркандаугава (Красная Двина). В прошлом году судоходные каналы углублены, что позволило гавани принимать танкеры типа Aframax дедвейтом более 80 тыс. тонн и сухогрузы Babycape дедвейтом более 120 тыс. тонн. 

Григорий Волчек