Развитие рынка автомобилей с электроприводом — один из главных рисков для потребления нефти в долгосрочной перспективе. Сегодня продажи электромобилей составляют порядка 700 тыс. единиц в год, что составляет порядка 1% от глобальных продаж автомобилей — порядка 70 млн единиц в год. Rystad Energy утверждает, что в среднесрочной перспективе, до середины 2020-х годов, даже рост в разы продаж электромобилей не повлияет на увеличение потребления нефтепродуктов в мире. Субсидии со стороны государства, ценовой паритет с продажами автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, мощность батарей, наличие развитой зарядной инфраструктуры — главные факторы, способствующие развитию глобального парка электромобилей. Смотрите наше видео с выступлением Артема Чена, старшего аналитика Rystad Energy.

Мировой спрос на нефтепродукты составил по итогам 2017 г. 97,1 млн баррелей в сутки. Половина этого потребления пришлась на семь крупнейших потребителей нефтепродуктов: США, Китай, Индию, Японию, Россию, Саудовскую Аравию и Бразилию. За последние десять лет структура мирового спроса на нефтепродукты значительно изменилась. Если в 2000-х годах на страны ОЭСР приходилась большая часть потребления нефтепродуктов, то сейчас их потребление сократилось примерно на 10 млн баррелей в сутки.

До 2025 г. рост спроса на нефтепродукты будет ежегодно составлять порядка 1,3 млн баррелей в сутки. Сейчас страны АТР, Ближнего Востока и Африки демонстрируют наибольший рост спроса на нефтепродукты. В период 2018–2025 годы на эти регионы придется 75% прироста потребления. Более половины потребляемых в мире нефтепродуктов составляют бензин (23 млн баррелей в сутки) и дизель (27,3 млн баррелей в сутки). На ближайшие годы Rystad Energy предсказывает быстрый рост спроса на нефтепродукты в Индии, а также восстановление положительных трендов в экономике ближневосточных стран, России и Бразилии.

Однако лишь около 600 тыс. баррелей из прироста спроса придется на автомобильное топливо в среднесрочной перспективе. В последние годы значительно увеличился спрос на нефтепродукты, например, нафту и этан, со стороны нефтехимии. Сейчас новые нефтехимические заводы активно строятся в США, благодаря наличию огромной ресурсной базы в этой стране, а также в Китае, где наблюдается значительный рост спроса на продукты нефтехимии. Кроме того, рост среднего класса в Индии, Китае, Ближнем Востоке приведет к увеличению продаж автомобилей в целом примерно на 40 млн единиц в год, до 100–110 млн машин в 2025 г.

Сейчас основным рынком для электромобилей является Китай. Недавно власти КНР установили стратегические цели развития электрического транспорта в стране: к 2019 г. автопроизводители, работающие на китайском рынке, должны обеспечить 10% продаж электромашин, не включая гибриды. В Норвегии в прошлом году было продано порядка 30 тыс. электромобилей (без учета гибридов), что составило абсолютный рекорд — 20% от всех продаж автомобилей. И в Китае, и в Норвегии электротранспорт пользуется огромными льготами со стороны государства.

Лишь к 2021 г. несубсидируемые электромобили, по словам Артема Чена, смогут достичь ценового паритета с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания аналогичного класса. Главным фактором станет удешевление производства батарей для электротранспорта, именно на них сегодня приходится порядка 50% себестоимости электромобиля. В последние годы автопроизводителям удалось добиться значительного прогресса в снижении стоимости батарей. Если же добавить субсидии там, где они существуют, электромобили уже сейчас дешевле в пользовании, чем машины с ДВС. Но, по данным Rystad Energy, помимо льгот для потребителей оказался существенным фактор возможности проехать на одном заряде батареи порядка 300–400 км. За такими машинами покупатели готовы стоять в очереди и ожидать несколько месяцев выхода такого электромобиля. Сейчас этот показатель является целевым для производителей электротранспорта.

Ключевые автопроизводители поставили перед собой впечатляющие целевые ориентиры по выпуску электромобилей к 2025–2030 годам. Основываясь на этих планах, Rystad Energy оценивает производство электротранспорта к 2025 г. примерно в 14–17 млн единиц полностью на электроприводе и 6–8 млн гибридов, что вместе составит примерно 20% продаваемых автомобилей в мире. В основном эти продажи электромобилей будут сконцентрированы в Китае и США. Уже сейчас в КНР местные автопроизводители планируют продавать ежегодно порядка 4 млн электромобилей к 2020 г.

Мария Кутузова