Глобальный рынок электромобилей продолжает развиваться, но у властей поубавилось желания сохранять щедрые программы поддержки. Что касается России, то ставка делается на развитие другого экологически чистого транспорта — газовые авто. К таким выводам пришли эксперты Vygon Consulting в новом исследовании «Развитие электромобилей: без господдержки не летают».

Мировые тренды

В мире наблюдается тренд на снижение мер по стимулированию спроса на электротранспорт, говорится в исследовании Vygon Consulting. Как пишет «КоммерсантЪ», Дания с 2015 года повысила ставку регистрационного налога для электромобилей с 0% до 20%, а с 2019 по 2022 год она увеличится до 100% от налога для машин с ДВС. Как отмечает издание, программу субсидирования также урезают: стратегия поддержки экологичного транспорта в Южной Корее с самым большим объемом единовременных субсидий завершится в 2020 году. С этого же срока субсидий при покупке электромобилей, вероятно, не будет в США.

По мнению экспертов Vygon Consulting, среди возможных причин остановки программ стимулирования можно выделить тот факт, что оказываемая поддержка может снижать стимулы концернов к снижению издержек и цен.

В 2017 году мировой парк электромобилей насчитывал 3,4 млн машин. Как писала в феврале 2018 года «Независимая газета», ожидалось, что к 2020 году экологичных автомобилей станет 20 млн. Издание отмечало, что лидером по количеству электромобилей в 2016 году стал Китай, интерес которого к электротранспорту связан с напряженной экологической ситуацией в стране. «И граждане, и китайское руководство в целях улучшения состояния окружающей среды все активнее поворачиваются в сторону электротранспорта. Запускаются специальные программы, общественный транспорт переходит на электричество. Самой популярной маркой в Китае стала Tesla Model S», — писала «НГ».

Однако стоимость электромобилей по-прежнему остается в 1,5 — 2 раза выше стоимости автомобилей с бензиновым двигателем. Издание «Профиль» подсчитало, что средняя цена электромобиля с достаточным запасом хода составляет около $42 тысяч, а среднюю малолитражку можно приобрести за $20 тысяч. «Объем продаж электромобилей от всего объема продаж автомобилей составляет 0,5%, и он практически не растет», — говорит собеседник «Профиля» экономист Евгений Ицаков.

Даже в Германии планы, что к 2020 году в стране будет зарегистрировано порядка 1 млн электромобилей, далеки от реальности, а ведь на стимулирование электрокаров правительство Германии направило 1 млрд евро. «Расчеты экспертов показывают, что приобретение электромобиля с точки зрения экономической целесообразности станет оправданным не ранее 2030 года», — напоминает Ицаков. «Очевидно, чтобы электрокары завоевали рынок, господдержка должна оказываться не только на старте, но и в дальнейшем многие годы», — добавляет эксперт.

Российские реалии

Что касается России, здесь правительство не готово только ради соответствия мировым стандартам запускать программы субсидирования и развития инфраструктуры, особенно при отсутствии взаимодействия с местными производителями. Поддержка электромобилей осуществляется лишь в отельных регионах и городах — Москве, Санкт-Петербурге, Казани. Кроме того, электрический транспорт остается для россиян дорогим удовольствием.

«В России электромобиль пока остается «игрушкой для богатых»: двукратная разница в цене с бензиновым автомобилем не компенсируется топливной экономией. Обнуление ввозной таможенной пошлины преимущественно стимулирует премиальный класс электромобилей. При отсутствии диалога правительства и производителей эффективность любых стимулирующих мероприятий снижается», — считают авторы исследования.

Тем не менее, Москва готова уже к 2030 году полностью перевести на электричество общественный транспорт. Как писала «Нефтянка» ранее, власти столицы заключили с «КамАЗом» и «Русскими автобусами — Группа ГАЗ» контракты на поставку 200 первых электробусов и обслуживание в течение 15 лет стоимостью в 13 млрд рублей.

Как отмечает «Профиль», к 1 сентября «Мосгортранс», согласно контракту, должен был получить 30 электробусов. Но 7 сентября на улицы Москвы вышло всего 9 единиц общественного электротранспорта.

«Все, что касается общественного транспорта в Москве, — это политическая линия правительства, взявшего курс на постепенную замену автобусов на электробусы. При этом надежность станций подзарядки все еще оставляет желать лучшего, а весь сегмент общественного транспорта соответствует стандарту Евро-5, то есть экологически чистый», — комментирует изданию директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. По его мнению, столица себе это может позволить, но регионам значительно сложнее.

Еще один вид экологичного топлива, на который делают ставку в России — природный газ или пропан-бутан. «Газпром» уже имеет собственную программу развития автомобилей на газомоторном топливе (ГМТ).

«Вопреки мировым трендам в нашей стране гораздо больше оснований для дальнейшего стимулирования имеет транспорт на компримированном (сжатом) природном газе (КПГ). Этому способствуют огромная ресурсная база, незадействованные производственные мощности, наличие национальных автопроизводителей, государственная политика ГМТ, а также быстрая окупаемость дополнительных затрат при покупке автомобиля на КПГ», — полагают эксперты Vygon Consulting.

По мнению Владимира Беспалова из «ВТБ Капитала», некорректно говорить о подмене электромобилей газомоторным транспортом, поскольку рынок электрокаров в РФ фактически отсутствует. По данным агентства «Автостат», которые приводит «Профиль», в 2017 году в стране было продано 95 машин – 0,001% мировых продаж. «Всего в стране зарегистрирована 1771 «электричка», как правило, это подержанные Nissan Leaf, привезенные из Японии на Дальний Восток, либо статусные «Теслы» для состоятельных граждан столичного региона», — пишет издание.

«Для получения господдержки в российском автопроме сначала должен появиться некий объем предложений по локализованным электромобилям — иначе это будет стимулирование импорта», — комментирует Беспалов «Коммерсанту». Эксперт также обращает внимание, что пассажирский электротранспорт и так уже поддерживается государством.

Кристина Кузнецова