Спрос на бензин в России в 2019 году показал рекорд падения за четыре года, снизившись на 1%. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на расчет опрошенных аналитиков. 

Как отмечает «Интерфакс», это второе по размеру падение спроса за последние десять лет. В 2015 году спрос снизился на 1,9%. Но даже 1% — это очень большая цифра для рынка. 

Эксперты связали такое снижение с падением потребительской активности россиян. Люди в больших городах стали реже пользоваться личными автомобилями, а общественный транспорт переходит на газ. 

Противоречивую статистику показывают ведомства. Как подчеркивает «Ъ», в Минэнерго сообщили, что значительного сокращения отгрузок бензина на внутренний рынок в этом году не наблюдают. А по данным Росстата, реализация бензина на внутреннем рынке за семь месяцев этого года выросла на 2,9%.

Ранее в сентябре издание писало, что, согласно данным опроса ВЦИОМа, россияне назвали высокую стоимость бензина (47%) и дорогое обслуживание автомобиля (16%) основными причинами возможного отказа от частых поездок на личном авто. Также выяснилось, что 70% опрошенных россиян ездит на своей машине ежедневно. В Москве и Санкт-Петербурге этот показатель ниже — 55%. Несколько раз в неделю на автомобиле ездит 21%. Несколько раз в месяц — 6%, раз в месяц и реже — 3%.

«Отклонение от среднегодовых колебаний — тревожный знак», — сказал в беседе с «Известиями» аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев. «Необходимо учитывать, что в 2015 году был обвал всего — рубля, цен на нефть, заработали санкции против России. Снижение в относительно спокойной ситуации выглядит серьезнее, чем в условиях, когда все рынки падают», — уверен эксперт.

Генеральный директор ИГ «Петромаркет» Иван Хомутов, комментируя противоречивые данные Росстата и ЦДУ ТЭК о поставках автобензина с НПЗ на внутренний рынок, заявил изданию, что эти данные не совпадают с динамикой спроса. «Во-первых, частично поставки идут на пополнение запасов на нефтебазах. Во-вторых, спрос на бензин в России удовлетворяется не только заводским продуктом, но и суррогатами. За девять месяцев 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018-го потребление этих суррогатов резко снизилось», — сказал он. 

Между тем, как отмечает gazeta.ru, не всем россиянам покупать бензин одинаково выгодно. по информации издания, самый выгодный для автомобилистов регион — Ямало-Ненецкий автономный округ, где на среднюю зарплату можно залить в бак 2 080 литров, в Москве — 1 798 литров. 

Еще в десяти регионах жители могут купить более 1 000 литров АИ-92: Чукотка, Магаданская и Сахалинская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Камчатка, Санкт-Петербург, Мурманская область, Якутия, Московская области и Коми.

Невыгодно покупать бензин жителям Северного Кавказа. Это объясняется не только ценами на бензин, которые здесь выше среднероссийских, но и крайне низкими официальными зарплатами. 

На среднюю зарплату в Республике Дагестан в месяц можно купить 514 литров топлива АИ-92, а Карачаево-Черкессии — 520 литров, в Кабардино-Балкарии — 525 литров. 

Алексей Калачев из «Финам» полагает, что сокращение спроса в этом году не приведет к снижению розничных цен на бензин, поскольку в последнее время они регулируются не столько рынком, сколько государством. К тому же с начала этого года стоимость топлива растет довольно медленно, не превышая темпы инфляции, так что причин отыгрывать назад у АЗС нет. 

«Не стоит забывать, что у нас постоянно увеличиваются акцизы на топливо, и с 1 января они опять вырастут почти на 4%. А акцизы составляют до 20% в розничной цене бензина. Значит, с нового года нас может ожидать некоторое подорожание топлива», — полагает эксперт. 

Кристина Кузнецова