Реформа госрегулирования российской нефтяной промышленности дала свои плоды – в «нефтянку» пришел крупный частный капитал. Главными отечественными инвесторами в Баку стали легендарные предприниматели, одни из богатейших людей в России, Василий Кокорев и Петр Губонин. В январе 1874 года они зарегистрировали первую в России акционерную вертикально интегрированную нефтяную компанию — «Бакинское нефтяное общество» (БНО), которая вскоре стала одним из главных моторов российской нефтяной индустрии.
БНО сразу же начала наступление по всем фронтам — активное бурение, строительство нового корпуса Сураханского нефтеперерабатывающего завода и приобретение судов для своего весьма обширного нефтефлота. Так, в 1875 году нефтяники построили в Царицыне для своих нужд и приобрели у пароходчиков парусную и паровую шхуну «Василий», кусовую лодку и 5 барж.
Гордостью и флагманом флота БНО был танкер «Сураханы», построенный на финской верфи Crichton Yard в Турку (Або) и способный перевозить 5 тыс. тонн керосина. На нефтеналивную пристань Зых керосин подавался по трубопроводу от Сураханского завода. Труба, построенная в 1879 году, стала первым российским нефтепродуктоводом.
К концу 70-х годов БНО стало лидером российской нефтяной промышленности, обеспечивая до трети общероссийской нефтедобычи и нефтесбыта. Сбытовой сектор общества включал в себя Бакинскую контору, 11 агентств и четыре «комиссионерства» в Рыбинске, Пензе, Вологде и Вятке. Агентства вместе со зданиями и складскими помещениями располагались в Москве, Саратове, Самаре, Царицыне, Казани, Симбирске, Сарапуле, Перми, Нижнем Новгороде, Ярославле и Астрахани. Самые большие логистические мощности у БНО были (и это вполне понятно) в Москве — 6 складов общей вместимостью 3500 бочек. Кроме того, московское сбытовое агентство БНО владело самой популярной в Москве керосиновой лавкой (по сути, большим магазином). Часть своей продукции БНО экспортировало за рубеж.
Имеет БНО и заслуги перед родиной в части изобретения, внедрения и тиражирования новых технологий. Так, на Сураханском НПЗ была смонтирована первая в России технологическая линия по получению смазочных масел из нефтяных остатков (мазута), которые ранее неоправданно назывались «отбросами» и сжигались.
В 80-е годы позапрошлого века БНО уступило лидерство товариществу Нобелей, а затем и фирме Ротшильдов, но, тем не менее, вплоть до самой революции уверенно занимало третье место в рейтинге российских нефтекомпаний. В капитале БНО все большую роль играли крупные иностранные инвесторы – в частности, французы, организовавшие в 1907 котировку ценных бумаг компании н Парижской бирже.
К началу Первой мировой войны годовая добыча нефти БНО составляла 25 млн пудов нефти (около 5% общероссийской добычи), общее число сотрудников — 1400 человек.
1 июня 1918 года, на основании телеграммы народного комиссара (министра) по делам национальностей РСФСР Иосифа Сталина Бакинский совет народных комиссаров принял Декрет о национализации нефтяной промышленности. Все имущество БНО перешло в руки новой власти, и на этом история старейшей российской нефтяной компании закончилась.