В середине 80-х годов XIX века в российской нефтянке произошла смена вех — «Бакинское нефтяное общество» утратило свои позиции, и лидером отрасли на следующие 30 лет стало «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель», или сокращенно «Бранобель».

История российской нефти. Эпизод 8. Эра Нобилей

Все началось в 1874 году, когда швед Роберт Нобель приступил к поискам нефти на Апшероне и полуострове Челекен на противоположном берегу Каспия, в Туркмении. Открыв в обеих местностях крупные залежи нефти, в следующем году Нобель построил НПЗ и начал активно развивать нефтепромыслы в Сураханах, Балаханах и Биби-Эйбате.

В 1879 году было организовано товарищество «Бранобель», основателями которого были Роберт с младшими братьями Людвигом и Альфредом (тем самым, который затем учредил знаменитейшую премию), а также Петр Бильдерлинг, российский подданный, что было важно для существенного упрощения юридических процедур. Основной капитал общества составлял 3 млн рублей — по тем временам это была огромная сумма.

Отмечу, что в дальнейшем Роберт и Людвиг приняли российское подданство, а Эммануэль Людвигович, родившийся и выросший в Питере, ассимилировался настолько, что плохо знал шведский язык.

Заслуг у Нобелей перед новой родиной и перед нефтяной отраслью чрезвычайно много. Нобели просто какие-то «Эдисоны нефтянки» — они построили первый в стране нефтепровод внешней откачки (по проекту великого инженера Владимира Шухова), первый российский магистральный нефтепровод (о нем мы поговорим отдельно), первые в мире цилиндрические резервуары-нефтехранилища (вы не поверите, но некоторые из них работают до сих пор – например, на лукойловской нефтебазе в Астрахани, я видел его своими глазами), первый российский нефтеналивной танкер (пароход «Зороастр»), первый в мире теплоход, а точнее, дизель-электроход (танкер «Вандал»), первые в России железнодорожные цистерны, первую в России фирменную нефтесбытовую сеть с собственным транспортом и складами, первую в России промышленную электростанцию, и так далее, и тому подобное. 

Внесли Нобели большой вклад и в нефтепереработку, причем, консультировал их по даунстриму не кто-нибудь, а великий химик Дмитрий Менделеев.

Кроме того, Нобели вышли далеко за пределы нефтянки — например, их машиностроительный завод в Санкт-Петербурге массово изготавливал лучшие в стране дизельные двигатели.

Важнейшим результатом деятельности Нобелей стало реальное импортозамещение — вытеснение с российского рынка американского керосина («фотогена»). Кроме того, Нобели превратили керосин в недорогой общедоступный продукт — компания сделала ставку на массового потребителя, и керосином начали пользоваться все, включая весьма консервативных и небогатых крестьян. Для повышения спроса компания активно распространяла недорогие керосиновые лампы. 

Важно, что компания проводила очень прогрессивную для тех лет кадровую и социальную политику: в «Бранобеле» была создана собственная система профессионального образования, для рабочих строилось благоустроенное жилье, действовала собственная медицинская служба, которой руководила Марта Людвиговна, врач по образованию, на пару со своим мужем.

К началу Первой Мировой войны акционерный капитал «Бранобеля» составлял 30 млн рублей, в «нефтяной империи» трудились около 30 тыс. человек. В состав компании входили 13 заводов, включая 6 НПЗ, перерабатывавших 58 млн пудов нефти. Из почти 500 скважин добывалось 66 млн пудов нефти. Транспортное подразделение компании имело в своем распоряжении 43 речных судна, 14 шхун, 209 барж, а также 1400 железнодорожных вагонов-цистерн. «Бранобель» на протяжении 30 лет был абсолютным лидером российской нефтянки.

После революции 1917 года огромные активы Нобелей были целиком национализированы большевиками. Основной владелец компании — Эммануэль Нобель — уехал жить на родину предков — в Швецию.

Напоследок — еще одна интересная цифра. В капитале фонда Нобелевской премии до сих пор доля средств, полученных сто лет назад от деятельности «Бранобеля», составляет около 12%.