Вице-премьер Дмитрий Козак поручил госкомпаниям перевести весь автопарк на газ за пять лет, передают РИА Новости.

Как пишет агентство, правительство России собирается утвердить программу развития рынка газомоторного топлива. Документ, в частности, предусматривает, что компании, где более 50% акций принадлежит государству, в ближайшие пять лет должны будут переоборудовать свой автопарк под газомоторное топливо. Ожидается, что программа будет внесена в правительство к 29 марта 2019 года.

«Новая газета» добавляет, что параллельно с обновлением автопарка планируется строительство новой заправочной инфраструктуры на газе в регионах. До 40% затрат при этом будет покрываться из бюджета. Как отмечает «Независимая газета», в ближайшие два года число газовых АЗС в стране должно будет увеличиться в 2,6 раза — до 782 заправок. Таким образом, по мнению издания, власти намерены сдержать рост цен на бензин. 

Главное преимущество природного газа перед бензином — дешевизна. Так, в Москве в середине декабря кубометр метана стоил порядка 15 рублей против 42–46 рублей за литр бензина. Причем расход топлива практически одинаковый: на среднестатистическом гражданском автомобиле — порядка десяти литров на 100 км.

Некоторые госкомпании уже отчитываются о существенной экономии бюджетных средств за счет перехода на газ. Так, в конце октября этого года председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков рассказал, что, переведя около 30% автопарка компании на газ (10,7 тысячи автомобилей), за пять лет сэкономили 3,7 млрд рублей.

Кроме того, газ считается экологически чистым топливом, поскольку позволяет значительно сократить вредные выбросы от автотранспорта.  В июне президент РФ Владимир Путин назвал газомоторное топливо приоритетным для России на фоне экологических проблем. Наконец, запасы газа в России существенно больше, чем нефти, добыча которой в ближайшие годы начнет снижаться из-за истощения месторождений.

Можно предположить, что планы по переходу на газ — своего рода сигнал нефтяникам, которые, согласно договоренностям между правительством и компаниями, обязались увеличить поставку топлива на внутренний рынок на 3%. Ситуация с предложением топлива на внутреннем рынке, безусловно, влияет на конечную стоимость бензина и дизеля. В беседе с РИА Новости генеральный директор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» Илья Мороз отметил, что наблюдение за биржевыми торгами на СПбМТСБ в течение года свидетельствует, что достаточное предложение нефтепродуктов со стороны производителей сразу толкает биржевые цены вниз.

«Предложение переводить транспорт госкомпаний на газ — верное. Газ экологичнее бензина и дизеля, к тому же он дешевле. Эта мера не сделает бензин дешевле (нефтяники на это не пойдут), но позволит людям делать выбор и использовать иное, более доступное и экологически чистое топливо», — комментирует директор Института актуальной экономики Никита Исаев «Независимой газете».

Тем не менее, эксперты сомневаются в действенности правительственной меры. По их мнению, несмотря на то, что сам по себе газ значительно дешевле нефтепродуктов, для развития этого направления требуются значительные инвестиции в инфраструктуру. В стране очень мало газовых заправок (меньше 350 на всю страну, почти все принадлежат «дочке» «Газпрома»), оборудование для перехода на газ стоит дорого, а выгодна неочевидна.

«Такие директивные истории с переводом на газ вряд ли буду кем-то приветствоваться, кроме самого «Газпрома». Это такая опция, поддерживающая производителя газа», — заявляет «Новой газете» эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

«Следовало бы запустить полноценный пилотный проект: перевести на газ весь городской муниципальный транспорт, охватить регион газовыми станциями, а потом в случае успеха масштабировать этот эксперимент», — считает партнер компании Rusenergy Михаил Крутихин. «Вместо этого усилия тонким слоем размазываются по всей стране», — заключает он.

Кристина Кузнецова