Занимательная арифметика 

Бодунматика new-01 (1024)

Восемь миллионов в стране. Людей. В России. Я про Россию говорю.
© Леся Рябцева, гуманитарий.

«Нефтянка» продолжает вдумчиво читать расшифровку пресс-конференции Михаила Леонтьева. Не счесть жемчужин в море полуденном, не счесть перлов и в речи пресс-секретаря «Роснефти».

Сегодня наше внимание привлекла следующая сентенция. «Компания некоторое время назад в 1998 году добывала 4 млн тонн, сейчас Компания уже добывает 256 по прошлому году в нефтяном эквиваленте. И это крупнейшая компания в мире по добыче и по запасам, в 60 раз она выросла, наверное, это было не бесплатно». Казалось бы, что тут такого. Большая компания, с огромными поглощениями. Цифра не должна вызывать сомнения. Но у нас — вызвала. 256 миллионов тонн нефтяного эквивалента (на самом деле 251,6 миллион тонн, но не будем мелочиться и подарим старику 5 миллионов «на бедность») он делит на 4 миллиона чего? Непонятно. Раз непонятно, то надо проверять.

Полезли в архивы (благо, интернет все помнит) и выяснилось, что в 1998 году предприятия «Роснефти» добыли 12 626,10 тысяч тонн нефти. То есть 12 миллионов тонн. Где 12 и где 4… Хвастливую леонтьевскую цифирь уже можно резать в 3 раза, но это еще не все.

В далеком 1998 году «Роснефть» также добывала и газ. И газа было добыто 4 891,30 миллионов кубометров. Совокупно в нефтяном эквиваленте было добыто в 1998 году 17 028,27 тысяч тонн. Откуда Михаил взял цифру в 4 миллиона тонн — непонятно. Для наглядности приведем таблицу по добывающим предприятиям «Роснефти» (данные — ЦДУ ТЭК Минэнерго России, расчёт нефтяного эквивалента — «Нефтянка»).

Нефтедобывающее предприятие Нефть
(тыс. тонн)
Газ
(млн м3)
Нефтяной
эквивалент
Пурнефтегаз 8 304,40 1 680,10 9 816,49
Сахалинморнефтегаз 1 466,60 1 825,20 3 109,28
Краснодарнефтегаз 1 358,00 541,70 1 845,53
Ставропольнефтегаз 907,50 103,50 1 000,65
Дагнефть 359,80 669,60 962,44
Термнефть 129,00 71,20 193,08
Архангельскгеолдобыча 100,80 100,80
Итого 12 626,10 4 891,30 17 028,27

Таким образом, если поделить реальную добычу «Роснефти» в 2014 году (251,6 млн. т. н. э.) на добычу «Роснефти» в 1998 году (17 млн. т. н. э.) то получится, что за 17 лет «Роснефть» выросла в 15 раз, что тоже не мало. Так зачем врать?

Получается, что пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев «ошибся» в 4 раза. Что это, делирий, оговорочка по Фрейду, вопиющая безграмотность, как у небезызвестной Леси Рябцевой, или умышленная дезинформация? Не страшно, если это «синдром Рябцевой». Конечно, стыдно быть «гуманитарием» в 60 лет, но не страшно. Гораздо хуже, если это умышленная «ошибка». А очень может быть, что и так.

Как говаривал признанный мастер пропаганды доктор Геббельс, чтобы в ложь поверили, она должна быть ужасающей. Действительно, экспертное нефтегазовое сообщество тезис о сказочном росте «Роснефти» подвергло критике по существу: «слабым звеном в тезисе, например, является неясный процент невероятного прироста добычи компании за счет совершенствования технологий и освоения новых месторождений на фоне экстенсивных приобретений добывающих компаний», вместо того, чтобы усомниться в математических способностях пресс-секретаря «Роснефти». И очень зря. Потому что, не будучи осмеяны профессионалами отрасли, эти «60 раз» ушли в печать. Теперь можно с пеной у рта спорить о процентах интенсивного и экстенсивного прироста добычи — в массовом сознании все равно укоренится нужная цифра. Йозеф Геббельс рукоплещет Михаилу Леонтьеву.

Кстати об интенсивном и экстенсивном развитии. Мы прикинули на пальцах на сколько реально увеличилась добыча «Роснефти» за счет развития, а не поглощений. То есть вычли из общего объема добычи «Роснефти» объем добычи предприятий, на момент их приобретения (для самой «Роснефти» — на 1998 год). Получается, что прирост добычи «Роснефти» за счет интенсификации производств и ввода новых месторождений составляет всего 34,46 миллиона тонн нефти или 17% к совокупной добыче компании.

Антон Пантелеев