Продолжаем обзор крупнейших нефтеналивных портов мира: Вьетнам
Самый большой
Хайфон — молодой город: он основан в 1874 году как военно-морская база. После Женевского соглашения 1954 года, завершения французской колонизации и «политического» раздела Вьетнама около 300 тыс. беженцев эвакуировались на американских военных кораблях из Хайфона в Сайгон (то есть, из «коммунистического» Северного Вьетнама в «капиталистический» Южный). В 1972 году, в ходе Вьетнамской войны, город, являвшийся единственным крупным портом Северного Вьетнама, сильно пострадал от бомбардировок американской авиации. В настоящее время Хайфон — крупный торгово-промышленный центр, третий в стране по населению (1,8 млн жителей) после Хошимина (Сайгона) и столичного Ханоя.
Порт Хайфона, крупнейший во Вьетнаме, несмотря на свою величину, по сути, является речным — бóльшая его часть расположена в дельте реки Хонгха (Красная), на рукавах Сон Бак Дан и Сон Кам, впадающих в залив Бакбо Южно-Китайского моря. Гавань включает в себя более 50 причалов для сухих, контейнерных и генеральных грузов, три специализированных терминала для наливных грузов (СПГ, нефти и нефтепродуктов), судоверфь, принадлежащую Министерству обороны, рыболовецкий терминал и три обособленных портопункта — Вань Кат, Созоу Диньву и Лат Хюэн. Максимальные параметры обслуживаемых судов: осадка — 9 м, длина — 200 м, дедвейт — 40 тыс. тонн. Годовой грузооборот порта — 150 млн тонн.
Доброе утро, Сайгон!
Крупнейший город Вьетнама — Хошимин — в древности назывался Прей-Нокор и входил в состав Камбоджи. С 1698 года, когда этот регион завоевали вьетнамцы, и до 1975 года город носил название Сайгон — по названию реки, на которой он расположен. С 1887 по 1901 год Сайгон был столицей Французского Индокитая, с 1955 по 1975 год — столицей Южного Вьетнама. Штурм Сайгона, северовьетнамской армией, завершившийся 30 апреля 1975 года, ознаменовал окончание кровопролитной Вьетнамской войны, длившейся более 10 лет. Вскоре после этого Сайгон был переименован в честь основателя и первого президента Северного Вьетнама Хо Ши Мина (согласно правилам транслитерации вьетнамские географические названия пишутся слитно). При этом в разговорном языке по-прежнему используется название «Сайгон». В настоящее время в Хошимине проживают 10 млн человек; это крупнейший промышленно-финансовый центр страны.

Хошимин — вторая по размеру гавань Вьетнама после Хайфона. Порт разделяется на три грузовых района — глубоководный Тантхань — Кай Меп (New Port) на морском побережье, а также Кат Лай и Викт, расположенные на берегу реки Сон Сайгон. Основные грузы — сельхозпродукция (натуральный каучук, чай, рис, зерно, хлопок), нефть и нефтепродукты, химикаты, уголь, металлоизделия, машины и оборудование. Максимальные глубины: подходные каналы, сухогрузные и контейнерные причалы — 7,5 м, якорная стоянка — 9 м, нефтеналивной причал — 10 м. Максимальный дедвейт сухогрузов — 65 тыс. тонн, танкеров — 45 тыс. тонн. Годовой грузооборот — 90 млн тонн.
Как у Христа за пазухой
Город Вунгтау неоднократно менял названия — в древности он назывался Тянбо и Тамтханг, а в 1775 году, когда сюда впервые зашли торговые суда из Португалии и Франции, европейцы назвали местность Кап Сен-Жак («мыс Святого Якова»). В 1864 году французы объединили Кап Сен-Жак с соседним городом Бариа и создали здесь популярный курорт с развитой инфраструктурой, где любили отдыхать жители близлежащего Сайгона.
В первой половине 70-х годов транснациональные нефтяные компании Mobil Oil (ныне — Exxon Mobil), Shell и Pecten пробурили в акватории близ Вунгтау на перспективном участке Кыулонг несколько морских поисково-разведочных скважин; повезло американцам — в начале 1975 года они открыли здесь крупное офшорное месторождение Белый Тигр (Bach Ho). Впрочем, вскоре Южный Вьетнам взяли под контроль коммунистические власти, и промысел перешел в ведение госкомпании PetroVietnam. В 1981 году PetroVietnam и советская «Зарубежнефть» создали совместное предприятие «ВьетСовПетро», которое с тех пор ведет добычу нефти на блоке Кыулонг; здесь построены 13 добычных и 2 технологические платформы, объем добычи в настоящее время составляет около 3 млн тонн нефти в год. Дирекция СП расположена в Вунгтау, в связи с чем в городе существует «русский район» с жилыми домами, детским садом, школой, магазинами, культурным центром, спортивным комплексом и православной церковью.
В Вунгтау также имеется значительная католическая община, на средства которой на горе Ньо воздвигнута 32-метровая статуя Иисуса Христа.
В 1999 году город стал административным центром провинции Бариа-Вунгтау; на сегодняшний день население города составляет 500 тыс. человек.
Портовые сооружения Вунгтау расположены в устье реки Динь, на побережье Южно-Китайского моря и в открытом море (нефтеналивной терминал Bach Ho, состоящий из 4 платформ — Bava, Chi Linh, Chi Lang и VSP-1). На Bach Ho могут заходить танкеры длиной до 250 м, осадкой 15 м и дедвейтом 110 тыс. тонн. Другие терминалы — Кай Меп — Тхи Вай, Фу Ми, Ми Сюань, Динь, Бен Дам, Кон Дао, Сао Май — Бен Динь (пассажирский) и Лон Сон (нефтеналивной, обслуживает припортовый НПЗ) — могут принимать суда дедвейтом до 200 тыс. тонн. Основные грузы — нефть, нефтепродукты, машины и оборудование, сельхозпродукция, лес, контейнеры, генеральные грузы. Порт Вунгтау активно используется для перевалки камбоджийских экспортно-импортных грузов (Камбоджа не имеет выхода к морю).
Город в междуречье
Современный Ханой основан в Х веке как Тханглонг («взлетающий дракон»); в 1831 году получил нынешнее название, происходящее от вьетнамских слов ha (река) и noi (внутри) и отражающее расположение города в междуречье Хонгха и Толить. С 1902 по 1945 годы Ханой был столицей Французского Индокитая, с 1954 по 1976 год — Демократической Республики Вьетнам (Северного Вьетнама). В 1962 году принят генеральный план города, разработанный под руководством советского архитектора Игоря Алферова. С 1976 года Ханой — столица объединенного Вьетнама, второй по численности населения город страны (после Хошимина), где проживает 7,7 млн человек.
Ханойский порт, имеющий собственное имя Нойбай (как и близлежащий международный аэропорт) — речной; глубина основных причалов составляет 5-6 м, максимальная глубина — 11,5 м. Длина обслуживаемых кораблей — до 200 м, дедвейт — до 35 тыс. тонн. Четверть переваливаемых грузов — наливные (нефть и нефтепродукты), остальной объем — контейнерные и генеральные грузы. В порту работает пассажирский терминал, в том числе используемый для международных круизных судов.
Демилитаризованная зона
В древности Нячанг назывался Каутхара, а затем получил название реки, на которой стоит. Во времена французской колонизации Нячанг стал развиваться как популярный морской курорт. В настоящее время город с 600-тысячным населением — административный центр провинции Кханьхоа.
В окрестностях Нячанга, в бухте Камрань, находится одноименная военно-морская база. Во время Вьетнамской войны Камрань активно использовалась в качестве крупной тыловой базой военной авиации и флота США; здесь были построены аэродром и современный порт. В 1972 году США передали все военные объекты Камрани южновьетнамской армии; в апреле 1975 года база была захвачена северовьетнамцами.

В 1979 году СССР и Вьетнам подписали соглашение о создании в Камрани пункта материально-технического обеспечения советского военно-морского флота. Документ был рассчитан на 25 лет, арендная плата не предполагалась. Спустя два года здесь была сформирована оперативная бригада (затем – эскадра) разнородных судов – надводных, подводных, судов обеспечения и охраны водного района. Кроме того, на аэродроме разместился смешанный авиационный полк, включавший противокорабельные ракетоносцы Ту-16К, воздушные заправщики Ту-16ЗЩ, постановщики помех Ту-16СПС, морские разведчики-целеуказатели Ту-95РЦ, противолодочные Ту-142, транспортные Ан-26, истребители МиГ-23 и МиГ-23УБ (учебно-боевые), а также вертолеты Ми-14. В служебных документах база именовалась как «Объект РС-3» или 922-й пункт материально-технического обеспечения Тихоокеанского флота.
Помимо основных военно-морских и военно-воздушных частей, на базе были дислоцированы десантное подразделение морской пехоты, батальон охраны, военно-строительный отряд, морская инженерная служба, зональный узел связи, продовольственные, вещевые и технические склады, нефтебаза, обеспечивающая бункеровку кораблей и заправку самолетов и наземной техники, квартирно-эксплуатационная часть, поликлиника, госпиталь, санитарно-эпидемиологическая служба, автотранспортная рота, пожарная команда, военторг, полевое отделение Центрального банка СССР, военный оркестр и комендатура. Таким образом, в Камрани была развернута крупнейшая советская военная база за рубежом с численностью личного состава около 6 тыс. человек и территорией общей площадью 100 кв. км. Обширная инфраструктура базы была модернизирована в 1987 году.
С 1989 по 1993 год с Камрани были выведены все боевые самолеты: истребители и вертолеты вывезены на кораблях, тяжелые самолеты типа Ту-16 улетели своим ходом. На аэродроме была сформирована авиационная комендатура, обеспечивающая приема и выпуск перелетающих самолетов. В 2001 году российское руководство приняло решение не продлевать договор с Вьетнамом и досрочно эвакуировать базу в связи с тем, что «на протяжении 10 лет российский военно-морской флот не выходил в Индийский океан и не пользовался услугами базы». В мае 2002 года вывод российских военных частей из Камрани был завершен. С 2004 года в Камрани функционируют торговый порт и международный аэропорт.
В 2013 году Россия и Вьетнам подписали соглашение о создании в Камрани совместной базы обслуживания и ремонта подводных лодок. Отдельное соглашение установило упрощенный порядок захода российских боевых кораблей в Камрань (с уведомлением портовых властей). В 2014 году аэродром Камрани стал использоваться для обслуживания самолетов-топливозаправщиков Ил-78, осуществляющих дозаправку в воздухе стратегических бомбардировщиков Ту-95МС.
Порт Камрань расположен на побережье Южно-Китайского моря в 450 км от Хошимина. Площадь крытых складов — 1,6 тыс. кв. м, открытых грузовых площадок — 26 тыс. кв. м. Основные грузы — наливные (нефть и нефтепродукты), контейнерные и генеральные; часть причалов выделена для обслуживания рыболовецких траулеров. Перевалка нефти ведется на специализированном терминале Муй Чут, обслуживание пассажиров — на терминале Кау Да, судостроение и ремонт — на верфи Hyundai Vinashin Shipyard с двумя сухими доками. Глубина причалов — от 7,5 до 11,5 м, длина принимаемых судов — до 270 м, дедвейт — до 30 тыс. тонн. Годовой грузооборот — 3 млн тонн, судопоток — 1000 кораблей, пассажиропоток — 50 тыс. человек.
В конце коридора
Впервые на территории современного Дананга поселились выходцы из Индонезии, основав в 192 году н.э. поселение Индрапура. В период французской колонизации город назывался Туран, затем переименован в Дананг. В 1997 году город был административно выведен из состава провинции Куангнам-Дананг и получил статус города центрального подчинения.
Дананг считается конечным пунктом экономического коридора АСЕАН «Восток-Запад», охватывающего Вьетнам, Лаос, Таиланд и Мьянму. В ноябре 2017 года город стал местом проведения саммита АТЭС. В настоящее время население Дананга составляет 1,2 млн человек.
Порт Дананга расположен в 750 км от Ханоя, в устье реки Хан Гьян и на побережье Тонкинского залива Южно-Китайского моря. Гавань включает три грузовых района — Тьен Сасон Тра, Тхо Куан и Льен Чиу. Основные грузы — наливные (нефть, нефтепродукты и СПГ), навалочные, контейнерные, генеральные, Ro-Ro (автомобили). Регулярные грузовые маршруты проложены в Таиланд, Лаос и Сингапур. В порту работают 5 специализированных нефтяных терминалов, принадлежащих компаниям PetroVietnam, PetroLimex и Oil My Khe. Площадь крытых складов — 30 тыс. кв. м, открытых грузовых площадок — 184 тыс. м. Глубина подходного канала — от 10 до 17 м, глубина причалов — от 5 до 14,5 м. Максимальная длина принимаемых судов — 310 м, дедвейт — до 70 тыс. тонн. Годовой грузооборот — 5 млн тонн, пассажиропоток — 200 тыс. человек. Часть гавани занимает военно-морская база ВМФ Вьетнама.
Бывшая столица
Современный город Хюэ, который в древности назывался Фусуан, приобрел особое историческое значение в 1738 году, когда стал резиденцией правящей феодальной династии князей Нгуен. В 1802 году, после воссоединения королевства Дайвьет, прообраза нынешнего Вьетнама, Фусуан стал столицей всего государства. В 1899 году город получил название Хюэ, а в 1945 году, после провозглашения Демократической Республики Вьетнам, утратил статус столицы, коей был объявлен Ханой. В 1954 году, в результате постколониального раздела страны, город оказался на территории Южного Вьетнама. В настоящее город с населением 400 тыс. человек является административным центром провинции Тхыатхьен-Хюэ.
Глубоководный порт Хюэ, расположенный на морском побережье в районе устьев рек Хыонг и Бо, в 50 км от центра города, имеет собственное название — Чанмай. Порт, включающий 9 причалов, принимает суда длиной до 360 м и дедвейтом до 50 тыс. тонн. Годовой грузооборот — 10 млн тонн, пассажиропоток — 500 тыс. человек.
Бухта дракона
Халонг — город на берегу Тонкинского залива Южно-Китайского моря в провинции Куангнинь, недалеко от Ханоя. Население — 200 тыс. человек. Название переводится как «место, где дракон спустился в море». Обширная и очень живописная бухта Халонг включает в себя более 3 тыс. островов. Бухта входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является самым популярным туристическим местом во Вьетнаме.

Порт Халонга называется Куангнинь (Кай Лан). Основные грузы — уголь (антрацит), стройматериалы (известняк, глина, гранит, мрамор), контейнеры, нефть и нефтепродукты. Глубина подходного канала — от 10 до 20 м. Площадь крытых складов — 13 тыс. кв. м, открытых грузовых и контейнерных площадок — 300 тыс. кв. м. Годовой грузооборот — 10 млн тонн.
Григорий Волчек