7 лет исполняется с момента крупнейшего в истории нефтеразлива. 20 апреля 2010 г. на мобильной морской нефтяной платформе Deepwater Horizon на финальном этапе бурения разведочной скважины произошел взрыв. 11 человек погибло, 115 удалось спасти. В результате платформа затонула, а из скважины вылились в воду 4,9 млн баррелей нефти. США официально завершили мероприятия по ликвидации разлива нефти лишь спустя почти пять лет после аварии – 28 февраля 2015 г.
Опыт аварии на платформе Deepwater Horizon стоит учесть и России, считают в WWF. Расширение активности на российском шельфе в области разведки, добычи и транспортировки нефти и газа несет в себе значительные риски, включая возможность разливов. «Общие затраты на ликвидацию последствий и компенсацию ущерба аварии в Мексиканском заливе оценен в 61 млрд долларов. Эта цифра включает как затраты на спасательную операцию, так и на ликвидацию последствий нефтеразлива. Ущерб окружающей среде, рассчитанный NOAA, составил 8 млрд долларов, а ущерб, нанесенный людям (в первую очередь, в результате потерь рыболовной отрасли и туризма) – 20 млрд долларов. Спустя 7 лет после аварии еще не все ее последствия устранены», – подчеркнул Алексей Книжников, руководитель программы по экологической политике ТЭК WWF России.
В последние 10-15 лет в России реализованы первые проекты по добыче нефти на шельфе Арктики, Охотского, Каспийского и Балтийского морей, существуют прогнозы по дальнейшему развитию таких проектов и росту нефтедобычи. Расширяются судоходные операции по транспортировке углеводородного сырья, в том числе в арктических акваториях. Так, в 2016 г. начались круглогодичные танкерные перевозки нефти из Обской губы в ЯНАО в Европу. Ожидается, что этот грузопоток будет расти, в том числе за счет поставок углеводородного сырья на азиатские рынки в ближайшие годы.
WWF провела в РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина конференцию с участием представителей американских структур, ответственных за ликвидацию нефтеразливов и научное сопровождение таких операций – Департамента аварийных ситуаций Береговой охраны США, Аварийно-восстановительной службы при Национальном управлении океанических и атмосферных исследований (NOAA), Службы рыбы и дичи США (FWS), Центра по изучению разливов при Университете Нью-Гэмпшира (США) и Морского научно-исследовательского института при Техасском университете. «Авария Deepwater Horizon – беспрецедентное по своему масштабу, задачам и длительности происшествие, которое позволило проверить, насколько США могут эффективно ликвидировать неконтролируемый продолжительный глубоководный разлив нефти в Мексиканском заливе. После этой аварии Береговая охрана США создала полноценную административную систему координации действий во время разлива, включающую федеральные, региональные (на уровне штата) и муниципальные службы с разным уровнем компетенции и полномочий», – отметил Энтони Попиел, заместитель директора Департамента аварийных ситуаций Береговой охраны Соединенных Штатов.