Как и на Сахалине, в Западной Арктике новой России от советского наследия достался неплохо изученный шельф. За четверть века активной работы трест «Арктикморнефтегазразведка», используя буровые суда «Севастополь», «Валентин Шашин» и «Виктор Муравленко», а также плавучие буровые установки, открыл в Баренцевом и Карском морях 15 месторождений нефти и газа. Общий объем запасов на западно-арктическом шельфе оказался огромным – около 500 млн тонн нефти и более 5 трлн кубометров газа!
Увы, полноценно материализовать и монетизировать эти гигантские запасы пока не получается. Яркий пример мега-проекта, «положенного под сукно» — гигантское Штокмановское месторождение в Баренцевом море, названное в честь основоположника отечественной физической океанографии Владимира Штокмана. Месторождение, открытое еще в 1987 году, по запасам (около 4 трлн кубометров природного газа и 60 млн тонн газового конденсата) входит в первую десятку газовых месторождений мира.
В 2002 году «Газпром» получил лицензию на освоение месторождения и затем подготовил ТЭО. Оператором первой фазы проекта стало газпромовское дочернее предприятие «Штокман Девелопмент». На первом этапе на Штокмане планировалось ежегодно добывать 22 млрд кубометров газа, максимальный объем добычи должен был составить 67 млрд кубометров в год. Нашлись и мощные зарубежные партнеры — французская Total и норвежская Statoil (ныне – Equinor).
Увы, в 2012 году проект был остановлен, в основном, по причине возросшей конкуренции со стороны американских поставщиков сланцевого газа. В 2020 году «Штокман Девелопмент» как юрлицо ликвидировано, и перспективы возобновления проекта даже в долгосрочной перспективе пока не просматриваются.
В настоящее время на российском западно-арктическом шельфе в эксплуатацию введено только одно месторождение — Приразломное, расположенное на юго-востоке Баренцева моря в 60 км от прибрежного поселка Варандей. Извлекаемые запасы месторождения — около 80 млн тонн нефти, добычу в объеме 3 млн тонн нефти в год (с перспективой роста до 5 млн тонн в год) ведет «Газпром нефть» с ледостойкой стационарной платформы «Приразломная». Проект реализуется успешно, но при этом надо отметить продолжительность его инвестиционного цикла — например, от момента закладки платформы на верфи судостроительного завода «Севмаш» в Северодвинске до начала добычи прошло 18 лет!
По понятным причинам, на суше, то есть, в западной части огромной Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, работа идет быстрее и продуктивнее. Крупнейшие месторождения здесь — Харьягинское с запасами 160 млн тонн нефти и Требса-Титова с запасами 140 млн тонн. На Харьяге действует СРП с участием все тех же Total и Statoil, а также российских инвесторов — «Зарубежнефти» в качестве оператора и «Ненецкой нефтяной компании». Сегодня здесь добывается 1,6 млн тонн нефти в год.
На блоке Требса-Титова работает предприятие «Башнефть-Полюс» с участием «Роснефти» и ЛУКОЙЛа, годовая добыча — около 1,5 млн тонн нефти. Кроме этого, в Ненецком автономном округе силами ЛУКОЙЛа разрабатывается несколько средних по размерам месторождений — Южно-Хыльчуюское, Тэдинское, Инзырейское, Пашшорское, Тобойское, Мядсейское, Медынское и ряд других.
Поскольку в Ненецком автономном округе отсутствует железнодорожное и автомобильное сообщение с Большой землей, особое значение имеет созданная ЛУКОЙЛом уникальная система транспортировки нефти — Варандейский морской ледостойкий терминал. Отгрузочный причал, расположенный в 22 км от берега на глубине моря 17 метров (мелководье не позволила построить это сооружение на берегу), имеет пропускную способность 12 млн тонн нефти в год и функционирует круглогодично. Нефть перевозится танкерами-челноками в Мурманск для дальнейшего экспорта.
Терминал представляет собой сложную и габаритную конструкцию высотой более 50 метров и общим весом более 11 тыс. тонн. Он состоит из двух частей — опорного основания с жилым модулем и поворотного швартово-грузового устройства. В целом в Варандейский нефтеотгрузочный комплекс входят межпромысловый нефтепровод протяженностью около 160 км, береговой резервуарный парк емкостью 325 тыс. кубометров, объекты обеспечения, вспомогательный флот, а также вахтовый поселок. Комплекс, работающий по принципу нулевого сброса, занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый северный круглогодично действующий нефтяной терминал в мире.