Total — вторая крупнейшая публичная компания Франции и одна из крупнейших нефтяных компаний в мире, занимающаяся геологоразведкой, добычей, переработкой и сбытом углеводородов, а также нефтехимией и энергетикой. Total входит в пятерку нефтегазовых «супермейджоров», к которым также относят ExxonMobil, BP, Royal Dutch Shell и Chevron.
Пуанкаре – это голова
Как и у многих других крупных нефтяных компаний, у Total — длинная, интересная и славная история. После Первой Мировой войны, когда нефть была признана важнейшим стратегическим ресурсом, французские политики были полны решимости получить к ней собственный доступ на случай новой войны с Германией. Тогдашний премьер-министр Франции легендарный Раймон Пуанкаре отказался от плана партнерства с Royal Dutch Shell и вместо этого решил создать национальную нефтяную компанию. Он поручил это полковнику Эрнесту Мерсье, и вскоре, в марте 1924 года с финансовой помощью 90 французских банков и компаний на свет появилась Compagnie Française des Pétroles (CFP).
В счет военных репараций компания получила от Deutsche Bank 25-процентный пакет акций в Турецкой нефтяной компании, имевшей права на добычу на территории современного Ирака. Так у Франции появился первый собственный доступ к нефти. Однако CFP с самого начала позиционировалась как частная, а не государственная компания, и в 1929 году ее акции стали обращаться на Парижской фондовой бирже.
После Второй Мировой войны география деятельности CFP расширилась — в дополнение к Ближнему Востоку она начала работать в Африке, вначале в Алжире, бывшем тогда французской колонией, потом и на других африканских территориях, а также в Венесуэле и Канаде. В 1954 CFP выпустила на европейский рынок собственный бренд бензина под названием Total. Он оказался столь популярен, что через 30 лет, в 1985 году, компания провела ребрендинг и стала называться Total CFP, а 6 лет спустя, перед выходом на Нью-Йоркскую биржу, просто отбросила свое историческое название, в результате чего в названии компании осталось только емкое слово Total.
Тогда же французское правительство, которому принадлежало около трети акций, согласилось уменьшить свою долю до 1%. Одновременно доля иностранных инвесторов почти удвоилась с — 23 до 44%.
Вскоре прошел ряд важных слияний и поглощений — в частности, Total в 1999 году объединилась с бельгийской Petro Fina, став Total Fina, через год — с французской Elf Aquitaine, после чего в течение трех лет называлась Total Fina Elf. С 2003 года компания вернула емкое и лаконичное название Total.
Международный гигант
В настоящее время компания ведет операции в 130 с лишним странах мира, добывая около 2,5 млн баррелей нефти в сутки. 15 тысяч автозаправок Тоталь в 60 странах мира обслуживают 3 млн клиентов в день. Запасы компании оцениваются в 11 млрд баррелей нефтяного эквивалента (около 1,5 млрд тонн), активы — более 230 млрд евро, капитализация — более 140 млрд евро, общий объем продаж компании в 2017 году — 100 млрд евро (это превышает ВВП многих европейских стран), чистая прибыль — почти 10 млрд. евро.
Total, помимо активов в нефтянке, владеет рядом предприятий химической индустрии, а также представлена в других смежных отраслях. Компания, помимо десятков «дочек» под зонтичным брендом, имеет большое количество дочерних компаний с собственными брендами — Atotech, Bostik, Hutchinson, SunPower, AS24, Lampiris, SAFT и т.д.
Хотя Total по-прежнему формально остается французской компанией, она стала действительно глобальной, и это отражается в структуре акционеров — 49% находятся в Европе, из них лишь 28% — во Франции, а 31% — в Северной Америке. Менеджмент компании владеет 4,8% капитала (8,6% голосов), инвестиционная компания Black Rock— 5,6% (4,9% голосов), в свободном обращении (free-float) находится 89,6% акций, при этом только во Франции насчитывается около полумиллиона индивидуальных акционеров.
Total работает в России с 1999 года, в частности, в Ненецком автономном округе в режиме СРП на Харьягинском нефтяном месторождении (40%, оператор проекта, объем добычи — 1,5 млн тонн нефти в год). Также Total — владелец 18% в «Новатэке» (сделка по покупке этой доли считается одной из самых крупный за последние 15 лет, ее сумма — почти 5 млрд долларов), а также 20% в проекте «Ямал СПГ», оператором которого является «Новатэк». В июне нынешнего года Total купила у «Новатэка» 10% в проекте «Арктик СПГ-2» за 2,5 млрд рублей. Кроме того, компания «Тотал Восток», дочернее предприятие концерна в России, завершает начатое два года назад строительство в Калужской области завода по производству, хранению и отгрузке автомобильных масел, а также смазочных и сопутствующих материалов.
Стильный офис Total (небоскреб из тонированного стекла) находится в «новом Париже» — деловом районе Дефанс.
Человек и пароход
Самый черный день в корпоративной истории компании, к сожалению, тоже связан с Россией. 20 октября 2014 года в результате катастрофы самолета бизнес-авиации Dassault Falcon в московском аэропорту Внуково погиб глава Total Кристоф де Маржери (Christophe de Margerie), а также трое членов экипажа самолета. Катастрофа произошла по вине аэродромных служб.
Руководитель Total находился в российской столице в командировке — он участвовал в ежегодном собрании Консультативного совета по иностранным инвестициям с участием премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. На этом заседании де Маржери выступил с яркой речью, в которой, в частности, заявил: «Текущие санкции усложняют деятельность европейских и американских компаний в России… Мы надеемся, что… сохраним большую часть нашего бизнеса в России, с учетом всех обязательств, которые мы взяли на себя… Наша стратегия не изменилась: мы преданы России, мы хотим продолжить инвестировать в вашу страну, и мы готовы делиться всем лучшим, что у нас есть. Мы выступаем против санкций в принципе… Санкции мне не нравятся потому, что они одновременно несправедливы и контрпродуктивны. Политические вопросы должны решаться политическими методами… Мы выступаем против ограничений еще и потому, что верим: бизнес — это светлая сила, канал для диалога и путь для лучшего понимания друг друга. И в сложные времена мы должны особенно трепетно оберегать наши деловые отношения».
Кристоф де Маржери родился в 1951 году. В 23 года, окончив в Париже Высшую школу коммерции, пришел в Total, где занимал различные посты в финансовом департаменте и в подразделении геологоразведки и добычи углеводородов, дорос до поста руководителя ближневосточных операций, затем возглавил подразделения по геологоразведке и производству. С мая 2010 года — председатель Совета директоров и генеральный директор Total. Кавалер Национального ордена «За заслуги», посмертно награжден званием офицера ордена Почетного легиона (ранее был кавалером этого ордена).
Кристофа де Маржери похоронили неподалеку от его загородной резиденции рядом с местечком Сен-Пэр сюр-Мер в департаменте Манш на западе Франции, на побережье Атлантического океана. У де Маржери осталась вдова, трое взрослых детей и семеро внуков, которые называли его «дедушкой Total». В хоже официального прощания с погибшим топ-менеджером все сотрудники концерна (более 90 тыс. человек) почтилипамять де Маржери минутой молчания.
После смерти Кристофа де Маржери компанию возглавили (и до сих пор ею руководят) председатель Совета директоров и неисполнительный президент Тьерри Демаре (Thierry Desmarest) и генеральный директор Патрик Пуяннэ (Patrick Pouyanné), осуществляющий оперативное управление компанией.
В России память о Кристофе де Маржери увековечена в названии огромного 300-метрового ледокольного газовоза, головного судна класса Yamalmax, перевозящего сжиженный природный газ с завода «Ямал СПГ», расположенного на полуострове Ямал в порту Сабетта. Судно, построенное на корейской верфи Daewoo Shipbuilding и спущенное на воду в ноябре 2016 года, может перевозить до 173 тыс. кубометров СПГ.
Григорий Волчек