Компания с богатой историей

Total — вторая крупнейшая публичная компания Франции и одна из крупнейших нефтяных компаний в мире, занимающаяся геологоразведкой, добычей, переработкой и сбытом углеводородов, а также нефтехимией и энергетикой. Total входит в пятерку нефтегазовых «супермейджоров», к которым также относят ExxonMobil, BP, Royal Dutch Shell и Chevron.

Пуанкаре – это голова

Эрнест Мерсье
Раймон Пуанкаре

Как и у многих других крупных нефтяных компаний, у Total — длинная, интересная и славная история. После Первой Мировой войны, когда нефть была признана важнейшим стратегическим ресурсом, французские политики были полны решимости получить к ней собственный доступ на случай новой войны с Германией. Тогдашний премьер-министр Франции легендарный Раймон Пуанкаре отказался от плана партнерства с Royal Dutch Shell и вместо этого решил создать национальную нефтяную компанию. Он поручил это полковнику Эрнесту Мерсье, и вскоре, в марте 1924 года с финансовой помощью 90 французских банков и компаний на свет появилась Compagnie Française des Pétroles (CFP).

В счет военных репараций компания получила от Deutsche Bank 25-процентный пакет акций в Турецкой нефтяной компании, имевшей права на добычу на территории современного Ирака. Так у Франции появился первый собственный доступ к нефти. Однако CFP с самого начала позиционировалась как частная, а не государственная компания, и в 1929 году ее акции стали обращаться на Парижской фондовой бирже.

После Второй Мировой войны география деятельности CFP расширилась — в дополнение к Ближнему Востоку она начала работать в Африке, вначале в Алжире, бывшем тогда французской колонией, потом и на других африканских территориях, а также в Венесуэле и Канаде. В 1954 CFP выпустила на европейский рынок собственный бренд бензина под названием Total. Он оказался столь популярен, что через 30 лет, в 1985 году, компания провела ребрендинг и стала называться Total CFP, а 6 лет спустя, перед выходом на Нью-Йоркскую биржу, просто отбросила свое историческое название, в результате чего в названии компании осталось только емкое слово Total.

Тогда же французское правительство, которому принадлежало около трети акций, согласилось уменьшить свою долю до 1%. Одновременно доля иностранных инвесторов почти удвоилась с — 23 до 44%.

Вскоре прошел ряд важных слияний и поглощений — в частности, Total в 1999 году объединилась с бельгийской Petro Fina, став Total Fina, через год — с французской Elf Aquitaine, после чего в течение трех лет называлась Total Fina Elf. С 2003 года компания вернула емкое и лаконичное название Total.

Международный гигант

В настоящее время компания ведет операции в 130 с лишним странах мира, добывая около 2,5 млн баррелей нефти в сутки. 15 тысяч автозаправок Тоталь в 60 странах мира обслуживают 3 млн клиентов в день. Запасы компании оцениваются в 11 млрд баррелей нефтяного эквивалента (около 1,5 млрд тонн), активы — более 230 млрд евро, капитализация — более 140 млрд евро, общий объем продаж компании в 2017 году — 100 млрд евро (это превышает ВВП многих европейских стран), чистая прибыль — почти 10 млрд. евро.

Total, помимо активов в нефтянке, владеет рядом предприятий химической индустрии, а также представлена в других смежных отраслях. Компания, помимо десятков «дочек» под зонтичным брендом, имеет большое количество дочерних компаний с собственными брендами — Atotech, Bostik, Hutchinson, SunPower, AS24, Lampiris, SAFT и т.д.

Хотя Total по-прежнему формально остается французской компанией, она стала действительно глобальной, и это отражается в структуре акционеров — 49% находятся в Европе, из них лишь 28% — во Франции, а 31% — в Северной Америке. Менеджмент компании владеет 4,8% капитала (8,6% голосов), инвестиционная компания Black Rock— 5,6% (4,9% голосов), в свободном обращении (free-float) находится 89,6% акций, при этом только во Франции насчитывается около полумиллиона индивидуальных акционеров.

Total работает в России с 1999 года, в частности, в Ненецком автономном округе в режиме СРП на Харьягинском нефтяном месторождении (40%, оператор проекта, объем добычи — 1,5 млн тонн нефти в год). Также Total — владелец 18% в «Новатэке» (сделка по покупке этой доли считается одной из самых крупный за последние 15 лет, ее сумма — почти 5 млрд долларов), а также 20% в проекте «Ямал СПГ», оператором которого является «Новатэк». В июне нынешнего года Total купила у «Новатэка» 10% в проекте «Арктик СПГ-2» за 2,5 млрд рублей. Кроме того, компания «Тотал Восток», дочернее предприятие концерна в России, завершает начатое два года назад строительство в Калужской области завода по производству, хранению и отгрузке автомобильных масел, а также смазочных и сопутствующих материалов.

Стильный офис Total (небоскреб из тонированного стекла) находится в «новом Париже» — деловом районе Дефанс.

Человек и пароход

Самый черный день в корпоративной истории компании, к сожалению, тоже связан с Россией. 20 октября 2014 года в результате катастрофы самолета бизнес-авиации Dassault Falcon в московском аэропорту Внуково погиб глава Total Кристоф де Маржери (Christophe de Margerie), а также трое членов экипажа самолета. Катастрофа произошла по вине аэродромных служб.

Руководитель Total находился в российской столице в командировке — он участвовал в ежегодном собрании Консультативного совета по иностранным инвестициям с участием премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. На этом заседании де Маржери выступил с яркой речью, в которой, в частности, заявил: «Текущие санкции усложняют деятельность европейских и американских компаний в России… Мы надеемся, что… сохраним большую часть нашего бизнеса в России, с учетом всех обязательств, которые мы взяли на себя… Наша стратегия  не изменилась: мы преданы России, мы хотим продолжить инвестировать в вашу страну, и мы готовы делиться всем лучшим, что у нас есть. Мы выступаем против санкций в принципе… Санкции мне не нравятся потому, что они одновременно несправедливы и контрпродуктивны. Политические вопросы должны решаться политическими методами… Мы выступаем против ограничений еще и потому, что верим: бизнес — это светлая сила, канал для диалога и путь для лучшего понимания друг друга. И в сложные времена мы должны особенно трепетно оберегать наши деловые отношения».

Кристоф де Маржери родился в 1951 году. В 23 года, окончив в Париже Высшую школу коммерции, пришел в Total, где занимал различные посты в финансовом департаменте и в подразделении геологоразведки и добычи углеводородов, дорос до поста руководителя ближневосточных операций, затем возглавил подразделения по геологоразведке и производству. С мая 2010 года — председатель Совета директоров и генеральный директор Total. Кавалер Национального ордена «За заслуги», посмертно награжден званием офицера ордена Почетного легиона (ранее был кавалером этого ордена).

Кристофа де Маржери похоронили неподалеку от его загородной резиденции рядом с местечком Сен-Пэр сюр-Мер в департаменте Манш на западе Франции, на побережье Атлантического океана. У де Маржери осталась вдова, трое взрослых детей и семеро внуков, которые называли его «дедушкой Total». В хоже официального прощания с погибшим топ-менеджером все сотрудники концерна (более 90 тыс. человек) почтилипамять де Маржери минутой молчания.

Тьерри Демаре
Патрик Пуяннэ

После смерти Кристофа де Маржери компанию возглавили (и до сих пор ею руководят) председатель Совета директоров и неисполнительный президент Тьерри Демаре (Thierry Desmarest) и генеральный директор Патрик Пуяннэ (Patrick Pouyanné), осуществляющий оперативное управление компанией.

В России память о Кристофе де Маржери увековечена в названии огромного 300-метрового ледокольного газовоза, головного судна класса Yamalmax, перевозящего сжиженный природный газ с завода «Ямал СПГ», расположенного на полуострове Ямал в порту Сабетта. Судно, построенное на корейской верфи Daewoo Shipbuilding и  спущенное на воду в ноябре 2016 года, может перевозить до 173 тыс. кубометров СПГ.

Григорий Волчек