kostyukov_vlВ каком состоянии сейчас находится топливный рынок — дефицит, избыток, сбалансированность? Что будет с ценами до конца года? Как ожидаемое повышение налоговой нагрузки (Налоговый манёвр, рост акцизов) скажется на внутреннем рынке? Ждать ли в связи с этом скачка цен в следующем году?
На вопросы отвечает Виктор КОСТЮКОВ, ведущий аналитик компании «Алгоритм Топливный Интегратор».

Октябрь, а он закончился неделю назад, завершает высокий сезон года. Урожай убран, техника ушла с полей, отпускники, школьники, студенты вернулись к прямым обязанностям. Летняя миграция горожан на дачи и обратно сократилась в разы, спрос на бензины упал, а производство возросло — по данным Минэнерго на 840 тыс. тонн за десять месяцев 2015 года (плюс 2,7% относительно предыдущего года). Естественно, что и цены биржевых сделок с бензином покатились вниз и довольно интенсивно. За октябрь сделки с бензином марки Аи95 по индексу Владимир подешевели на 1900 р/тн (минус 4,6%), с бензином марки Аи92 – на 3900 р/тн (минус 10%).
Осреднённые за десять месяцев цены при этом практически остались неизменными. В частности, средняя цена сделок с бензином Аи92 за десять месяцев 2015 года составила 35550 р/тн, а годом ранее – 35340 р/тн, прирост 0,6%. Аналогично, прирост средней цены на Аи-95 составил 90 р/тн, с 37380 в 2014 году до 37460 р/тн с 2015 году (плюс 0,2%).
Такие цифры важны нам для оценки будущего состояния рынка нефтепродуктов. Всё чаще читатели задают вопрос, а как отзовётся корректировка параметров налогового маневра на поведение рынка нефтепродуктов в 2016 году.  Имеется в виду в первую очередь, как изменятся цены на продукты нефтепереработки. Здесь важно понимать принципиальный момент: Минфин в проекте бюджета 2016 года ограничился изъятием из нефтяного комплекса дополнительных налогов только через сохранение коэффициента 0,42 от цены марки Юралс в расчёте экспортной пошлины в 2016 году против предполагаемого снижения до 0,38, как это задумывалось трехлетним планом налогового маневра. То есть, нефть для внутренней переработки не подорожает, как если бы ввели понижающий коэффициент. И, даже с понижающим коэффициентом, это никак не отразилось бы на бензиновых ценах. Особенностью российского бензинового рынка является то обстоятельство, что он замкнут сам на себя: сколько нефтяные компании производят бензина, столько и потребляется, а емкость внутреннего рынка останется в 2016 году в пределах нынешнего года. То есть баланс «производство-потребление» сохранится на текущих значениях с небольшими вариациями, а значит и сохранятся среднегодовые показатели биржевых ценовых индикаторов и характер их сезонного поведения.
Единственным фактором роста розничных цен (соответственно и оптовых) в 2016 году станет рост ставки акциза. К нынешним дебатам Минфина с нефтяниками акциз отношения не имеет. Так задумано трёхлетним циклом налогового маневра. Напомню, ставка акциза на бензин экологического класса ЕВРО-5 сегодня составляет 5530 р/тн, а с первого января 2016 года будет повышена до 7530 р/тн. Прибавка составит 2000 р/тн, а в литровом измерении это создаёт потенциал роста бензиновых цен как минимум на 1,8 р/литр. Естественно, он будет реализован. Но в пределах допустимого. А допустимый предел роста цен на АЗС антимонопольная служба формулирует как «инфляция минус». Последний прогноз по инфляции от Минэкономразвития на 2016 год составляет 6,4%. Смелый прогноз, если учесть, что ещё в ноябре прошлого года Центробанк ожидал инфляцию на уровне 6,4% в 2015 году, а в реальности инфляция переступила 12% порог.

Дизельный сегмент. За 10 месяцев 2015 года на биржевых торгах реализовано дизельного топлива всевозможных марок и сортов 4 млн тонн, а годом ранее – 4,8 млн тонн. Снижение оборота на 17% следует рассматривать как показатель спада производственной активности в стране. Причины общеизвестны. Теперь о ценах. Средняя цена биржевых сделок с дизельным топливом за 10 месяцев 2015 года составила 33870 р/тн, против 31730 р/тн годом ранее, рост составил 2140 р/тн (плюс 6,7%). И это при том что цена газойля на западноевропейском рынке снизилась с 880 до 520 долларов за тонну. Что же стало фактором роста внутренних цен? Здесь проявились в полной мере параметры налогового маневра. Экспортная пошлина на дизель снижена с 89 долл/тн в 2014 году до 50 долл/тн в 2015 году. Параллельно курс рубля относительно доллара опустился почти вдвое, с 36 до 60 рублей за доллар. Эти два фактора и придали энергию роста дизельным ценам на внутреннем рынке в 2015 году. В следующем году ожидается более мягкий рост. Если принять допущение, что цены на нефть сохранят 50- долларовый уровень, курс доллара задержится на средних значениях около 63,30 руб/долл, то ставка экспортной пошлины на дизель снизится теоретически на 8 долларов за тонну, что теоретически может приподнять внутренние цены вверх примерно на 500 р/тн. То есть фактор снижения коэффициента в формуле расчёта пошлины на дизель с 0,48 до 0,40 несущественно отразится на внутренних ценах дизельного топлива. Примерно на такую же прибавку даст и повышение акциза в 2016 году. Сегодня ставка акциза на дизель независимо от экологического класса составляет 3450 р/тн, а с 1 января будет повышена на 700 р/тн, до 4150 р/тн.  Естественно, что акцизный рост нефтяные компании включат в структуру цены. Итого, параметры налогового маневра 2016 года могут, хотя и не обязательно, повысить цены внутреннего рынка на 1000-1200 р/тн, что соизмеримо с колебаниями цен по сезону и по сортам.
Здесь важно сделать принципиальную оговорку – расчёты проведены на прогнозе, из которого верстался Минфином бюджет 2016 года: нефть — 50 долл/барр, курса доллара 63,3 рубля. Реальное поведение российских индексов будут определять цены на нефть, а они, как известно, непредсказуемы.