ТГК-2 о кризисе неплатежей

Градирня Ярославской ТЭЦ-2_3Пресс-релизы всех без исключения теплогенераторов России пестрят сообщениями о финансовом ущербе, нанесенном управляющими компаниями – банкротами. Существует мнение, что предпосылки реализации недобросовестными руководителями УК мошеннических схем кроются в несовершенстве законодательства. Например, денежные средства перечисляются не на оплату коммунальных услуг, а списываются только за  обслуживание дома и разовые единовременные взносы на различные нужды. Одно из распространенных нарушений – использование денег, собранных с населения, не на погашение задолженностей перед ресурсоснабжающими организациями, а в личных целях. 

ОАО «ТГК-2» – одна из крупнейших теплоэнергетических компаний Северо-Запада Европейской части России, обеспечивает теплом 1,7 млн человек в пяти регионах –Ярославской, Костромской, Вологодской, Архангельской, Новгородской областях. Тепло вырабатывается на ТЭЦ и котельных, эксплуатируемых компанией. В своей деятельности ТГК-2, равно как и другие российские энергетические компании, сталкивается с рядом общеотраслевых проблем, одна из которых наиболее чувствительна – несвоевременная оплата поставленных энергоресурсов потребителями. Проблема заключается, во-первых, в несовершенстве законодательства – потребленное тепло оплачивается с отсрочкой до 90 дней, и, во-вторых, в недобросовестном отношении ряда контрагентов к обязательствам по соблюдению сроков расчета за предоставленные услуги.

Положение дел можно проиллюстрировать данными экспертных организаций. Аналитики НП «Совет производителей энергии» подсчитали, что за 2014 г. дебиторская задолженность за поставленную тепловую энергию перед компаниями, осуществляющими централизованное теплоснабжение в  России, выросла до 155 млрд рублей, что на 14% больше, чем по итогам 2013 г. В целом в 2014 г. потребители не оплатили примерно 30% от объема поставленной тепловой энергии. Основная часть долга примерно 86  млрд рублей или 55% от общего объема дебиторской задолженности приходится на жилищные организации (УК, ТСЖ) и ТСО. Важно отметить, что 40% начислений в 2014 г. не оплатили потребители в Северо-Западном Федеральном округе (в этом регионе ТГК-2 осуществляет деятельность в Вологодской, Новгородской и Архангельской областях).

Данная ситуация обостряет сразу несколько проблем, и это касается абсолютного большинства, если не всех, энергетических компаний. От своевременной оплаты потребителями тепловой энергии зависит выполнение компанией ремонтных программ, своевременные расчеты с поставщиками оборудования, в конечном счете – надежность и бесперебойность теплоснабжения города. Кроме того, замыкается порочный круг неплатежей, когда задолженность потребителей тепло- и электроэнергии перед генератором не позволяет оперативно расплачиваться последнему с поставщиком природного газа. О кризисе неплатежей в российской энергетике «Нефтянка» поговорила с Петром Зарубиным, и. о. генерального директора ОАО «ТГК-2».

Проблема неплатежей кроется не в неплатежах граждан, которые в абсолютном большинстве являются добросовестными плательщиками (при переходе на прямые платежи сборы с населения достигают 96-97%), а в недобросовестных посредниках (управляющие компании и жилищные организации).  Ситуация осложняется тем, что несовершенство законодательства, регулирующего отношения в области тепловой энергетики, о котором уже было сказано, сужает возможности воздействия генераторов на злостных неплательщиков. В частности, ТГК-2 основную часть своих должников, а это жилищные организации муниципальные предприятия, компания не имеет права отключить от тепла вовсе, другие категории можно отключать только через 6 месяцев.

Более того, пользуясь «лазейками» в регуляторной сфере учредители управляющих компаний прибегают к мошенническим схемам вывода денежных средств, собранных с населения. Именно поэтому значительная часть задолженности (по состоянию на май 2015 г. – 2,2 млрд рублей из 6,3 млрд рублей, или 35%) является невозвратной, потому что средства добросовестных плательщиков (населения) украдены посредниками – управляющими компаниями.

Многие УК не принимают меры по надлежащему содержанию жилого фонда. Более 10 млн рублей присвоили должностные лица одной из Управляющих компаний в Уссурийске, полученные от населения за коммунальные услуги деньги использовались в личных целях. Некоторые УК попросту игнорировали решения общих собраний, выставляя счета по необоснованно завышенным тарифам или навязывая несуществующие услуги. Несмотря на установленные в многоквартирных домах счетчики управляющие компании продолжают начислять плату за тепло не на основании данных приборов учета, а по нормативам. Это позволяет УК возникающую в результате переплаты разницу класть себе в карман.

Некоторые управдомы не утруждают себя выстраиванием сложных схем, а просто переводят собранные с населения деньги на депозиты. Собственники квартир вносили квартплату на счет управляющие компании по искусственно завышенным ставкам, образовавшийся после взаиморасчетов с поставщиками энергоресурсов и подрядчиками, профит в размере нескольких десятков миллионов рублей УК раздавала в долг под проценты дружественным структурам и частным лицам.

Со специальных счетов, на которых аккумулировались не только средства граждан, но и бюджетные субсидии на осуществление капремонта в рамках федеральных и областных программ, деньги переводились на личные счета и дебетовые карты председателей правлений товариществ собственников жилья, руководителей управляющих компаний. Если дело и доходило до капремонта, то сметы на выполнение тех или иных работ зачастую завышались аффилированными с руководителями УК подрядчиками. Жители получали ремонт, выполненный неквалифицированными гастарбайтерами из самых дешевых и примитивных материалов.

Среди наиболее распространенных схем мошенничества – создание управляющих компаний – клонов, когда название остается, а организационно-правовая форма меняется. Жители домов, которые «передаются» в УК-клоны, как правило, не обращают внимание на первые буквы (ООО, ОАО и пр.), считая, что платят по-прежнему «своей» управляющей компании. Тем временем материнская компания, собрав с населения деньги за ЖКХ, не переводит их поставщикам коммунальных услуг, а распыляет по цепочке подставных фирм, формируя на фирме-доноре астрономическую задолженность перед поставщиками ресурсов. Затем злоумышленники создают «клон» управляющей компании, незначительно изменяя название (например, расшифровывают аббревиатуру «УК», заменяют строчные буквы на заглавные и т. п.). На новые компании перезаключаются договоры на обслуживание, и афера повторяется по новому кругу. Даже если поставщики энергоресурсов добиваются решения суда, то предъявить исполнительный лист им некому, долги возместить нечем, ресурсоснабжающие организации подсчитывают убытки.

При детальном рассмотрении проблемы, обнаруживается, что в большинстве случаев правоохранительные органы и суды в вопросах взыскания применяют формальный подход. «Значительная доля дебиторской задолженности теплоэнергетиков может оказаться невозвратной из-за недобросовестных посредников в лице управляющих организаций. Пока не будет принят закон об укреплении платежной дисциплины потребителей энергоресурсов, эта ситуация будет повторяться из раза в раз и в других регионах страны, и, возможно, с еще более плачевными последствиями. На месте газовиков могут оказаться угольщики, поставщики оборудования, собственный персонал энергопредприятий, в общем, все, кто напрямую или косвенно зависит от своевременности и полноты расчетов за энергоресурсы, которые энергокомпании отпускают своим потребителям. И главное зло в этой цепочке неплатежей — посредники на рынках тепловой энергии», – утверждает заместитель руководителя экспертной секции Консультативного совета Комитета ГД по энергетике «Повышение платежной дисциплины в сфере ТЭК и ЖКХ» Максима Ланда. 

В конце марта этого года «Нефтянка» вела трансляцию с X юбилейной конференции газеты «Ведомости» «Российская энергетика». Выступления и интервью с участниками конференции можно посмотреть на канале «Нефтянки» в Youtube.

Мария Кутузова