Кризис неплатежей в российской энергетике

Интервью с Петром Зарубиным, и. о. генерального директора ОАО «ТГК-2».

– Петр Маркович, позволит ли закон о платежной дисциплине изменить к лучшему ситуацию с неплатежами?
– Да, мы считаем, что с принятием этого закона сделан определенный шаг в этом направлении. Благодаря усилиям Минэнерго России, аппарату и депутатам Госдумы, которые активно голосовали за этот закон и продвигали его, энергетики получили инструмент воздействия на недисциплинированных потребителей, в том числе, на основную группу неплательщиков – управляющие жилищные компании. Однако многие болезненные для отрасли проблемы, к сожалению, в этом документе остались «за кадром», а предлагаемые пути их решения проблем не всегда оптимальны.
Эти недоработки закона необходимо обсуждать, смотреть правоприменительную практику по ним, и, по мере накопления опыта, вносить изменения. Мы неоднократно анонсировали обсуждение необходимых поправок, мы готовы о них говорить, чтобы их поддержало все отраслевое сообщество.

– К каким шагам прибегают неплательщики, чтобы не платить поставщикам за электроэнергию и тепло?
– Разные категории используют разные методы. Но так как наш основной неплательщик – это управляющие жилищные компании, то расскажу о них. Сейчас потребители ТГК-2 должны за тепловую энергию 7,6 млрд руб., за электроэнергию – 2 млрд руб., в совокупности – 9,6 млрд руб. Из них долги управляющих компаний составляют около 90% от всей задолженности за тепло (6,8 млрд руб.). Сценарий ухода от оплаты простой, банальный, и повторяется уже много лет. Управляющая компания собирает денежные средства у населения, а потом под любыми предлогами отказывается от перечисления их в адрес ресурсоснабжающей компании. Иногда это происходит под видом направления их на другие виды деятельности, но чаще – под видом всевозможных банкротств. Претензионная работа по таким задолженностям отнимает много сил и времени. Правоохранительные органы в этом нам, как правило, не помогают. Уголовные дела, которые мы пытались завести в ходе банкротств управляющих компаний, к сожалению, ни к чему не приводят. Потом на месте уже обанкроченных создаются новые подобные компании, которые меняют либо форму собственности, либо просто берут другой номер ИНН, и с теми же сотрудниками и директорами осуществляют мошеннические действия. Ставят своих детей во главе управляющих компаний, например, которые тоже становятся продолжателями тех же мошеннических традиций, которые очень сильно бьют по теплоэнергетикам.

– Вы утверждаете, что закон о платежной дисциплине необходимо доработать. Каким образом?
– Мы видим, что разные категории потребителей находятся в разных условиях. Считаем, что это несправедливо. Например, физическим лицам по новому закону с 1 по 30 день от возникновения задолженности не начисляется никаких пеней, а управляющие компании должны оплачивать нам пени в районе 13,5% годовых. Нам кажется, что такие «вилки» создают проблемы.
Еще одно направление, которое мы видим, связано с тем, что мы сегодня должны предоставить компании «Межрегионгаз» банковскую гарантию на все 100% потребления газа. В то же самое время перед нами подтверждать оплату обязаны только 30-35% потребителей. Остальные – а это бюджетные потребители, часть управляющих компаний, некоторые ГУПы и другие подобные учреждения, льготно выведены из этого процесса. Такие перекосы являются проблемой, обсуждение и поиски решения которой нам всем еще предстоят.
Нам непонятны и те критерии, по которым будет оцениваться обязанность энергетиков выставить банковскую гарантию «Межрегионгазу». Они сейчас находятся на разработке в Совете рынка, Министерстве энергетики. Мы считаем, что ТГК-2 нужно подключить к этой работе. Мы должны вместе с коллегами обсудить эти вопросы, предложить свои варианты как для разработки постановления правительства, которое будет регулировать эти критерии, так и для точечных изменений в самом законе о платежной дисциплине. Наши предложения подготовлены, мы их анонсируем на всех площадках, которые нам доступны.

Беседовала Мария Кутузова