«Текущие цены – это новая нефтяная нормальность»

Минфин продолжает попытки заместить дефицит госбюджета с помощью нефтегазовой отрасли. На этот раз ведомство выступило с предложением повысить акцизы на моторное топливо.

Как сообщала ранее «Российская газета», бензин в России с 1 апреля 2016 года может подорожать на 2 рубля за литр, а дизельное топливо – на 1 рубль за литр. Таким образом, Минфин рассчитывает пополнить бюджет на 80 млрд рублей в нынешнем году.

«10 февраля законопроект о повышении акцизов на топливо, разработанный Минфином, получил одобрение в правительстве», — заявил начальник отдела налоговой политики Департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго РФ Кабаков Роман Игоревич в ходе круглого стола «Оптимизация налогообложения нефтегазового сектора».

Мнения министерств по данной инициативе расходятся. Минфин, делая ставку на то, что увеличение акцизов может быть компенсировано производителями или дестрибьюторами топлива, не видит предпосылок для конечного роста цен. Кабаков в своем выступлении опроверг эту уверенность: «Минфин предложил увеличить ставки акцизов из расчета по бензину и дизелю 2 и 1 рубль на литр соответственно, однако в переводе на рубли за тонну, такое увеличение не учитывает фактор НДС, который учитывается при ценообразовании конечных цен моторных топлив. А это дополнительный рост порядка 18%».

«Кроме того, хотелось бы отметить, какова структура реализации моторных топлив рынками: почти половину объемов рынки реализуют через собственную сеть АЗС, порядка половины уходит оптовикам. Если взвесить совокупную премию в сегменте реализации, она не превышает 500 рублей с тонны, а предлагаемое увеличение ставок акцизов только по бензину предусматривает рост на 2600 рублей за тонну. Так возникает прямой риск увеличения цены на моторное топливо», — добавляет Кабаков.

Руководитель Центра мониторинга и экспертиз Комитета РСПП по энергетической политике Плаксин Артем Валерьевич считает, что Минфин только пытается таким образом компенсировать дефицит бюджета в условиях низких нефтяных котировок. «Текущие цены – это новая нефтяная нормальность. Перед государственным бюджетом стоит задача адаптации к новым реалиям. При этом, что Федеральный бюджет рассчитан исходят из цены на нефть в $50 за баррель, а по оценкам Минфина – из расчета $82. Существует высокая вероятность того, что средства Резервного фонда могут быть использованы уже в этом году. Однако судя по публичным действиям и заявлениям Минфина, у ведомства на примете есть другой резервный источник замещения бюджетного дефицита – нефтегазовая отрасль. Те фискальные новации, которые сегодня предлагаются Минфином структурно ситуацию никак не меняет, вносит краткосрочный эффект и в конечном счете создает серьезную основу для раскручивания спирали кризиса. Если у государства действительно есть цель повышает налоги, то делать это надо, когда экономика растет, а не при ее падении», — отмечает эксперт.

По мнению Плаксина, законопроект, выдвинутый Минфином, будет принят и реализован, однако есть сомнения в том, что этой не приведет к увеличению конечной стоимости топлива. «Результаты наблюдения за изменениями цен при увеличении акцизов также показывают, что рост в цене топлива для конечного потребителя может даже немного превысить соответствующее повышение акцизов. Откуда у Минфина уверенность в обратном, я, если честно, не знаю».

Кристина Кузнецова