Выдержат ли потребители новый акциз?

Акцизы на бензин и дизтопливо были увеличены всего месяц назад, но Минфин РФ настаивает на дальнейшем росте налоговой нагрузки на потребителей топлива. В рамках Налогового манёвра предполагалось, что повышение будет действовать только в 2016 году, а с 2017 года акцизы будут снижены. Однако, в условиях дефицита госбюджета о прежних планах, похоже, придётся забыть.

2016-02-09-15-23-51

«Повышение акцизов на бензин и дизельное топливо, о котором ещё на прошлой неделе говорили в предположительном духе, обретает сущность. Вчера на комиссии правительства по законопроектной деятельности этот вопрос обсуждался. Принято решение на текущей неделе вынести вопрос на рассмотрение. Судя по активности правительства, решение о повышении акцизов ускоряют, дабы успеть провести через Думу до конца января. И тогда новые ставки обретут вес с первого апреля», — говорит ведущий аналитик компании «Алгоритм Топливный Интегратор» Виктор Костюков.

«Ставка акциза на автомобильный бензин будет повышена на 2600 р/тн, с 7530 до 10130 р/тн, ставка на дизельное топливо — на 1140 р/тн, с 4150 до 5290 р/тн. В пересчёте на литр бензина, подорожание составит два рубля, на дизель — один рубль. Учитывая ёмкость внутреннего рынка по бензину в размере порядка 32,2 млн тонн и по дизелю — 35,3 млн тонн, казна получит за три квартала дополнительно около 90 млрд рублей. А конечным плательщиком выступят, конечно же, все те, кто в той или иной мере посещает АЗС», — считает В.Костюков.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона определяет акциз, как косвенный налог, включаемый в цену товара или в тариф за услуги и тем самым фактически уплачиваемый потребителем. Этой особенностью пользуется государство для снижения потребления «вредных» товаров — высокие акцизы способствуют снижению спроса на табачные изделия и алкоголь. На топливный рынок повышение акцизов может оказать аналогичное влияние — не выдержав роста цен, потребители начнут отказываться от товара, особенно в коммерческом секторе. В случае падения спроса на топливо доходы бюджета могут оказаться заметно ниже расчётных.

«По мнению ФАС России, нефтяная отрасль на сегодняшний день и без этого перегружена налогами. Налоговая составляющая в цене бензина составляет уже более 60%, и налоговое законодательство меняется по несколько раз каждые полгода. Такая ситуация недопустима. Сегодня мы уже наблюдаем снижение потребления бензина в условиях кризиса, а при дополнительных налоговых надбавках, очевидно кратно поднимется и цена на бензин, что повлечёт за собой ещё больший спад потребления», — заявил начальник управления регулирования ТЭК Федеральной антимонопольной службы России Дмитрий Махонин.

Рост топливных акцизов может повлечь за собой и другие последствия, также негативные для государства. В случае с другими подакцизными товарами — сигаретами и водкой — умеренное повышение цен способствует оздоровлению нации, но с определённого уровня оно вызывает резкий рост нелегального рынка. Есть все основания полагать, что это правило распространяется на топливо. В условиях нехватки средств потребители всё чаще будут обращаться к разного рода «бодяжникам». Сползание топливного рынка в «серую зону» способно очень сильно ухудшить собираемость налогов.