Таллиннский нефтеналивной терминал отошел компании Liwathon из ОАЭ

Argus сообщает о продаже крупнейшего в странах Балтии Таллиннского нефтепродуктового комплекса. Международный оператор терминалов Royal Vopak и контейнерный холдинг Global Ports Investments в апреле этого года завершили сделку по продаже терминала компании Liwathon, зарегистрированной в Абу-Даби (ОАЭ). Как сообщает Argus, эта малоизвестная торговая и логистическая компания ранее не являлась арендатором портовых мощностей или фрахтователем судов в балтийских странах. Арабов не остановила катастрофическая ситуация с загрузкой портов Прибалтики на фоне сокращения грузопотока из России. Liwathon рассматривает Таллиннский терминал, а также другие балтийские порты, которые планирует скупить, как стратегическое приобретение для выхода на рынки европейских стран.

По информации Argus, сумма сделки оценивается в 55–65 млн долларов, на что повлияло значительное сокращение транзита нефтепродуктов через порты Балтии, а также неясные перспективы его восстановления. Как отмечают эксперты информационного агентства, с июня 2016 г. грузоотправители сталкиваются с трудностями при согласовании железнодорожных поставок нефтепродуктов в эстонском направлении на фоне негласных ограничений со стороны РЖД. Если в 2015 г. в Эстонию отгружалось около 460,1 тыс. т в месяц (5,5 млн т в год) нефтеналивных грузов, то в прошлом году — лишь 46,8 тыс. т в месяц (561,2 тыс. т в год). Кроме ограничений со стороны РЖД, на уровень загрузки Vopak E.O.S повлияли строительство и ввод в эксплуатацию терминала «Усть-Луга Ойл» в Ленинградской области в феврале 2011 г. Российское правительство, «Транснефть» и РЖД предприняли масштабные усилия для переориентации грузопотока, шедшего в страны Прибалтики, на российские порты.

Как отмечает Argus, комплекс, возведенный в Усть-Луге Gunvor (в настоящее время его совладельцами являются также бизнесмен Андрей Бокарев и «Транснефть»), стал крупнейшим терминалом в российской части Балтики (мощность — 30 млн т в год) и перетянул на себя значительную часть грузов, которые ранее поставлялись через порты Балтии. В результате Vopak E.O.S. понесла рекордные за всю истории бизнеса в Эстонии убытки: потери компании в 2017 г. оценены в 99 млн евро. Ранее Vopak сообщал о возможной продаже нескольких портовых терминалов и в других частях Европы: в том числе в Амстердаме (Нидерланды), Гамбурге (Германия) и Альхесирасе (Испания). Что касается Global Ports, специализирующейся преимущественно на перевалке контейнерных партий, компания планирует направить вырученные средства на снижение долговой нагрузки.

Согласно прогнозам, порты Эстонии и Латвии к 2020 г. лишатся более 60% своих объемов грузооборота в результате потери российских грузов. Объемы их перевалки в портах стран Балтии в прошлом году составляла 42,5 млн т. Тогда как, по информации Росморречфлота, грузооборот портов Северо-Запада России к 2020 г. вырастет на 60 млн т в год.

Беларусь также перенаправляет потоки нефтепродуктов из стран Балтии в российские порты. Однако цены на поставки через прибалтийские порты в прошлом году были выигрышнее. Еще в 2017 г. российские власти прорабатывали возможности переключения экспорта белорусских нефтепродуктов в порты РФ.

В апреле этого года концерн «Белнефтехим» заявил о временной приостановке поставок светлых нефтепродуктов из Беларуси в страны Балтии. Компания ввела запрет на их экспорт в страны Латвии, Литвы и Эстонии, а также в Польшу и Украину. Контрактные обязательства приостановлены «до решения вопроса с российской нефтью из-за резкого ухудшения качества нефтяной смеси Urals». Что касается Украины, российское правительство также в апреле ограничило поставки в эту страну нефти, нефтепродуктов и угля из России.

Нина Маркова