«Имеет многие преимущества»
История твердого бензина насчитывает уже больше века. Еще в 1911 году российская пресса писала об этом достижении науки и техники: «В последнее время найден способ приводить бензин в твердое состояние… Метод сгущения состоит в кипячении бензина вместе со стеариновою кислотой и алкогольным раствором соды. При остывании обработанный жидкий бензин затвердевает, сокращаясь в объеме на 20%. Твердый бензин уже начинает применяться для автомобилей. Твердый бензин имеет многие преимущества перед жидким. Запас его значительно упрощается, ибо он может быть храним в деревянных ящиках и при пожаре тушится легко. Меньшая огнеопасность — главное достоинство твердого бензина сравнительно с жидким и делает его весьма пригодным для моторных лодок (особенно подводных). Большую будущность имеет он также для целей освещения и отопления».
Однако широкого распространения и применения твердый бензин тогда не поучил. В начале 30-х годов советские энтузиасты ракетной техники пытались использовать твердый бензин, полученный путем растворения в бензине канифоли, в качестве топлива для ракет. Первые испытания в 1933 году прошли успешно, но вскоре начались проблемы: то прогорала камера сгорания, то твердый бензин вместо сгорания вылетал из нее. В итоге от этого вида топлива решили отказаться.
Тем не менее, спустя пятилетку специальное бюро Наркомата нефтяной промышленности СССР разработало технологию промышленного производства твердого бензина, и руководство наркомата начало активно лоббировать внедрение новинки, в частности в Красной армии. У твердого бензина были и достоинства, и недостатки. Его испытания показали, что, в частности, авиационный бензин В-70 в брикетированном состоянии хорошо сохраняет свои свойства, трудней воспламеняется от зажигательных пуль авиапулемета, чем жидкий бензин, а также значительно удобнее для транспортировки. С другой стороны, регенерационная установка, служащая для превращения брикетов твердого бензина в жидкое состояние, была очень громоздкой, тяжелой и имела целый ряд других недостатков.
Тем не менее, нефтяные начальники считали, что достоинства твердого бензина все-таки перевешивают. Особую роль в продвижении идеи играл начальник главка, а затем заместитель наркома Николай Байбаков, отвечавший за новые разработки и снабжение армии топливом, а также любивший разнообразные новшества
«Отвержденный бензин никому не нужен»
В июле 1940 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о строительстве в Грозном завода по производству нового вида топлива. Спустя несколько месяцев, на совещании высшего руководства Красной армии, посвященном итогам советско-финской войны Маршал Советского Союза Семен Буденный, комментируя развернутое выступление командующего Западного особого военного округа генерал-полковника Дмитрия Павлова, проанонсировал скорое создание нового вида топлива: «Да, для успешного ведения войсковых операций танкам нужен серьезный запас горючего, мы это хорошо понимаем. У нас будет такое горючее, которое можно будет в карман положить».
Завод, которому присвоили номер 85, запустили в сентябре 1941 года, в разгар войны, и начали выпуск продукции. Затем завод пришлось эвакуировать и организовывать производство на новом месте, но, увы, вскоре выяснилось, что отвержденный бензин никому не нужен.
Вот что на эту тему говорилось в справке Комитета партийного контроля СССР, датированной 1943 годом: «Завод №85 был восстановлен на полную проектную мощность и с 18 ноября 1942 года приступил к выпуску своей продукции… При этом продукция завода до сих пор не имеет потребителей… Такое положение с применением отвержденного топлива является следствием того, что Управление снабжения горючим Красной Армии, Наркомсредмаш и Наркомавиапром не довели до конца начатые ими работы по определению возможности применения отвержденных топлив в автотранспорте, бронетанковых частях и авиации.
Еще в июне 1941 года Управление снабжения горючим Красной Армии совместно с Главным автобронетанковым управлением произвели государственные испытания танка Т-26 на отвержденном бензине. Испытания показали практическую возможность питания танка Т-26 этим видом топлива, но, так как при существующей конструкции танка Т-26 невозможно поместить в топливном баке отвержденного топлива такое же количество, как жидкого бензина, радиус действия танка сокращается в 2-2,5 раза. На этом основании Управление снабжения горючим Красной Армии нашло нецелесообразным перевод существующих танков на отвержденный бензин.
Вместе с тем было установлено, что в случае проектирования нового танка с бензиновым двигателем или двигателем, работающим на газе, целесообразно включить в тактико-техническое задание требование установки на танке аппарата для регенерации твердого бензина или газа. Однако в этой части никаких работ не проводилось и не проводится.
Кроме того, Наркомсредмаш провел испытания твердого бензина на автомашинах со специально изготовленными к ним регенераторами. Была доказана практическая возможность питания автомотора этим видом топлива, но работы в этом направлении не доведены до конца.
Наркомат авиационной промышленности провел испытания отвержденного газа на самолете СБ. Испытания показали, что в силу невозможности разместить на самолете твердого газа такое же количество, как жидкого бензина, дальность полета самолета сокращается на 30%. За счет установки на самолете агрегатов для регенерации отвержденного топлива создается дополнительный вес самолета до 500 кг. Заправка самолета отвержденным газом неудобна и проходит медленно. На этом основании Наркомавиапром считает, что применение отвержденного газа на самолете особых преимуществ не дает, находит возможным использовать отвержденный газ на заводских испытательных станциях, но до сих пор не применяет его».
15 лет спустя
Был и еще один вариант применения отвержденного бензина — когда его доставляют в твердом состоянии до места назначения, а затем переводят в жидкое состояние и заправляют технику. Вот что об этом говорилось в уже цитируемой справке:
«Что особенно важно, отвержденные бензины и газы могут быть применены в автотранспорте, автобронетанковых и авиачастях РККА без какого-либо переоборудования боевых и транспортных машин при наличии специальных регенерационных установок полевого типа на аэродромах и полевых автобазах. Однако и в этой части начатые работы также остались незаконченными. Так, СНК СССР и ЦК ВКП(б) предложили Наркомнефти построить опытный экземпляр регенерационной бензиновой станции на грузовой автомашине для аэродромов и полевых автобаз. Наркомнефть изготовил такую регенерационную станцию и еще в мае 1941 года передал ее для испытания в Управление Военно-воздушных сил РККА, где она находится до сих пор и не испытана.
В последнее время в Автотракторном институте Наркомсредмаша при участии Автодорожного управления при Наркомате обороны закончены испытания опытного образца регенерационной установки конструкции инженера Кузина. Данные испытания показывают возможность применения этой конструкции регенератора на аэродромах и полевых автобазах. Изготовление же промышленного образца регенератора и тем более серийный выпуск последнего Автотракторный институт осуществить не в состоянии из-за отсутствия производственной базы».
Увы, адресат этого серьезного и аргументированного документа, первый заместитель председателя Совнаркома СССР Николай Вознесенский хода изложенным предложениям не дал, и записку отправили в архив. Разработка инженера Кузина в серию не пошла, и не оправдавший ожиданий проект отверждения бензина был свернут. Правда, спустя 15 лет, в 1958 году, советская пресса с восторгом писала о выдающемся открытии отечественных ученых — технологии получения твердого бензина, разработанной в Институте горючих ископаемых АН СССР. Воспринималось оно как нечто совершенно невиданное. Впрочем, и тогда от массового производства твердого бензина отказались — ведь ездить на жидком гораздо удобнее
Справка
Твердый бензин — наиболее распространенное отвержденное топливо, представляющее собой структурированную высококонцентрированную эмульсию. Варианты получения твердого бензина:
- Бензин диспергируется в водном растворе эмульгаторов (смесь казеина, мочевино-формальдегидной смолы и поливинилового спирта), в результате чего образуется высококонцентрированная эмульсия.
- В результате химического взаимодействия эмульгаторов с отверждающими химическими реагентами (формалин — для казеина и поливинилового спирта, щавелевая кислота — для смолы) вязкий коллоидный раствор превращается в структурированный гель.
Твердый бензин в зависимости от способа приготовления может иметь различную форму: брикетов, шариков, зернистой массы и т.п. В брикетах содержится до 95% чистого бензина. Брикеты хорошо и долго горят на воздухе. Чтобы вскипятить 1 литр воды в полевых условиях, требуется 20-30 граммов твердого бензина.
Григорий Волчек