Сухой и твердый

 

«Имеет многие преиму­щества»

История твердого бензина насчитывает уже больше века. Еще в 1911 году российская пресса писала об этом достижении науки и техники: «В последнее время найден способ приводить бензин в твердое состояние… Метод сгущения состоит в кипяче­нии бензина вместе со стеариновою кислотой и алкогольным раствором со­ды. При остывании обработанный жид­кий бензин затвердевает, сокращаясь в объеме на 20%. Твердый бензин уже на­чинает применяться для автомобилей. Твердый бензин имеет многие преиму­щества перед жидким. Запас его значи­тельно упрощается, ибо он может быть храним в деревянных ящиках и при по­жаре тушится легко. Меньшая огнеопас­ность — главное достоинство твердого бензина сравнительно с жидким и дела­ет его весьма пригодным для моторных лодок (особенно подводных). Большую будущность имеет он также для целей освещения и отопления».

Однако широкого распространения и применения твердый бензин тогда не поучил. В начале 30-х годов со­ветские энтузиасты ракетной техники пытались использовать твердый бензин, полученный путем растворения в бензине канифоли, в качестве топлива для ракет. Первые испы­тания в 1933 году прошли успешно, но вскоре нача­лись проблемы: то прогорала камера сгорания, то твердый бензин вместо сго­рания вылетал из нее. В итоге от этого вида топлива решили отказаться.

Тем не менее, спустя пятилетку специаль­ное бюро Наркомата нефтяной промышленности СССР разработало техно­логию промышленного производства твердого бензина, и руководство наркомата начало активно лоббировать вне­дрение новинки, в частности в Красной армии. У твердого бензина были и достоинства, и недостатки. Его испытания пока­зали, что, в частности, авиационный бензин В-70 в брикетированном состоянии хорошо сохраняет свои свойства, трудней воспламеняется от зажигательных пуль ави­апулемета, чем жидкий бензин, а также значитель­но удобнее для транспортировки. С другой стороны, регенерационная установка, служащая для превращения брикетов твердого бензи­на в жидкое состояние, была очень громоздкой, тяжелой и имела целый ряд других недостатков.

Николай Байбаков

Тем не менее, нефтяные начальники считали, что достоинства твердого бензина все-таки перевешивают. Осо­бую роль в продвижении идеи играл начальник главка, а затем за­меститель наркома Николай Бай­баков, отвечавший за новые разработки и снабжение армии топливом, а также любивший разнообразные новшества

«Отвержденный бен­зин никому не нужен»

Семен Буденный

В июле 1940 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о строительстве в Грозном заво­да по производству ново­го вида топлива. Спустя несколько месяцев, на совещании высшего руководства Красной армии, посвященном итогам советско-финской войны Маршал Советского Союза Семен Буденный, комментируя развернутое выступление командующего Западного особого военного округа генерал-полковника Дмитрия Павлова, проанонсировал скорое создание нового вида топлива: «Да, для успешного ведения войсковых операций танкам нужен серьезный запас горючего, мы это хорошо понимаем. У нас будет такое горючее, которое можно будет в карман положить».

Завод, которому присвоили номер 85, запустили в сентябре 1941 года, в разгар войны, и начали выпуск продукции. Затем завод пришлось эвакуировать и организовывать производство на новом месте, но, увы, вско­ре выяснилось, что отвержденный бен­зин никому не нужен.

Вот что на эту тему говорилось в справке Комитета партийного контроля СССР, датированной 1943 годом: «Завод №85 был восстановлен на полную проектную мощность и с 18 ноября 1942 года приступил к выпуску своей продукции… При этом продукция завода до сих пор не имеет потребителей… Такое положение с применением отвер­жденного топлива является следствием того, что Управление снабжения горю­чим Красной Армии, Наркомсредмаш и Наркомавиапром не довели до конца начатые ими работы по определению возможности применения отвержден­ных топлив в автотранспорте, бронетанковых частях и авиации.

Еще в июне 1941 года Управление снабжения горючим Красной Армии сов­местно с Главным автобронетанковым управлением произвели государствен­ные испытания танка Т-26 на отвержденном бензине. Испытания показали практическую возможность питания танка Т-26 этим видом топлива, но, так как при существующей конструкции танка Т-26 невозможно поместить в то­пливном баке отвержденного топлива такое же количество, как жидкого бензи­на, радиус действия танка сокращается в 2-2,5 раза. На этом основании Управление снабжения горючим Красной Ар­мии нашло нецелесообразным перевод существующих танков на отвержденный бензин.

Вместе с тем было установлено, что в случае проектирования нового тан­ка с бензиновым двигателем или двига­телем, работающим на газе, целесообраз­но включить в тактико-техническое зада­ние требование установки на танке аппа­рата для регенерации твердого бензина или газа. Однако в этой части никаких работ не проводилось и не проводится.

Кроме того, Наркомсредмаш провел испытания твердого бензина на автомашинах со специально изготовленными к ним ре­генераторами. Была доказана практиче­ская возможность питания автомотора этим видом топлива, но работы в этом направлении не доведены до конца.

Наркома­т авиационной промышленности прове­л испытания отвержденного газа на са­молете СБ. Испытания показали, что в силу невозможности разместить на са­молете твердого газа такое же количе­ство, как жидкого бензина, дальность полета самолета сокращается на 30%. За счет установки на самолете агрегатов для регенерации отвержденного топли­ва создается дополнительный вес само­лета до 500 кг. Заправка самолета отвержденным газом неудобна и проходит медленно. На этом основании Наркомавиапром считает, что применение отвержденного газа на самолете особых преимуществ не дает, находит возможным использовать отвержденный газ на заводских испыта­тельных станциях, но до сих пор не при­меняет его».

15 лет спустя

Был и еще один вариант применения отвер­жденного бензина — когда его доставля­ют в твердом состоянии до места назна­чения, а затем переводят в жидкое состо­яние и заправляют технику. Вот что об этом говорилось в уже цитируемой справке:

«Что особенно важно, отвержденные бензины и газы могут быть применены в автотранспорте, автобронетан­ковых и авиачастях РККА без какого-либо переоборудования боевых и транспортных машин при наличии специальных регенерационных устано­вок полевого типа на аэродромах и полевых автобазах. Однако и в этой части начатые работы также остались неза­конченными. Так, СНК СССР и ЦК ВКП(б) предложили Наркомнефти построить опытный экземпляр регенерационной бензиновой станции на грузовой авто­машине для аэродромов и полевых ав­тобаз. Наркомнефть изготовил такую регенерационную станцию и еще в мае 1941 года передал ее для испытания в Управление Военно-воздушных сил РККА, где она находится до сих пор и не испытана.

В последнее время в Авто­тракторном институте Наркомсредмаша при участии Автодорожного управ­ления при Наркомате обороны закончены испытания опытного образца регенерационной установки конструкции инженера Кузи­на. Данные испытания показывают воз­можность применения этой конструк­ции регенератора на аэродромах и по­левых автобазах. Изготовление же промышленного образца регенератора и тем более серийный выпуск последне­го Автотракторный институт осуще­ствить не в состоянии из-за отсутствия производственной базы».

Николай Вознесенский

Увы, адресат этого серьезного и аргументированного документа, первый заместитель председателя Совнаркома СССР Николай Вознесенский хода изложенным предложениям не дал, и записку отправили в архив. Разработка инженера Кузина в серию не пошла, и не оправ­давший ожиданий проект отверждения бензина был свернут. Правда, спустя 15 лет, в 1958 году, советская пресса с восторгом писала о выдающемся от­крытии отечественных ученых — техно­логии получения твердого бензина, раз­работанной в Институте горючих иско­паемых АН СССР. Воспринималось оно как нечто совершенно невиданное. Впрочем, и тогда от массового производства твердого бензина отказались — ведь ездить на жидком гораздо удобнее

Справка

Твердый бензин — наиболее распространенное отвержденное топливо, представляющее собой структурированную высококонцентрированную эмульсию. Варианты получения твердого бензина:

  1. Бензин диспергируется в водном растворе эмульгаторов (смесь казеина, мочевино-формальдегидной смолы и поливинилового спирта), в результате чего образуется высококонцентрированная эмульсия.
  2. В результате химического взаимодействия эмульгаторов с отверждающими химическими реагентами (формалин — для казеина и поливинилового спирта, щавелевая кислота — для смолы) вязкий коллоидный раствор превращается в структурированный гель.

Твердый бензин в зависимости от способа приготовления может иметь различную форму: брикетов, шариков, зернистой массы и т.п. В брикетах содержится до 95% чистого бензина. Брикеты хорошо и долго горят на воздухе. Чтобы вскипятить 1 литр воды в полевых условиях, требуется 20-30 граммов твердого бензина.

Григорий Волчек