Рост добычи на российских месторождениях (зафиксирован с марта 2018 г.) поддержал объемы морских поставок смеси ВСТО: если в первом квартале из Козьмино в среднем экспортировалось 2,4 млн т в месяц этого сорта, то во втором квартале поставки выросли до 2,54 млн т в месяц, а во втором полугодии — до 2,63 млн т месяц. Тем не менее, согласно прогнозу Argus, по итогам этого года экспорт нефти сорта ВСТО через дальневосточный порт Козьмино уменьшился примерно на 1,2 млн т по сравнению с 2017 г., до 30,57 млн т. Сокращение поставок обусловлено снижением объема морских поставок «Роснефти» на 1,2 млн т, до 11,8 млн т, на фоне перенаправления экспорта в восточном направлении в адрес китайской CNPC по ответвлению от трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан из Сковородино в рамках межправительственного соглашения России и Китая. По маршруту Сковородино — Мохэ, по информации Argus, в этом году поставки вырастут до 28,3 млн т (16,5 млн т в 2017 г.).

Если в прошлом году «Роснефть» отгружала в адрес CNPC из Козьмино ежемесячно по три-четыре партии смеси ВСТО, в этом году объем таких поставок снизился в среднем до одной-двух поставок в месяц. Однако, как сообщает Argus, китайская компания не смогла принять в этом году весь законтрактованный объем в 30 млн т в год по ответвлению из Сковородино. Лишь в следующем году «Транснефть» прогнозирует достижение планового уровня. Однако морские поставки «Роснефти» из Козьмино будут продолжены…

Разразившийся в этом году скандал вокруг китайской CEFC, помешал компании стать акционером главной российской ВИНК. Однако именно эта компания лидирует по объемам закупок морских партий смеси ВСТО в 2018 г. — 7,1 млн т. Между CEFC и «Роснефтью» действует пятилетний контракт о поставке 60,8 млн т (242 тыс. баррелей в сутки в среднем). Поставки росли в течение всего этого года: в первом квартале CEFC получала по 200 тыс. т в месяц, во втором квартале объем вырос до 600 тыс. т в месяц, а во второй половине 2018 г. — до 800 тыс. т в месяц.

«Транснефть» планирует в 2019 г. увеличить экспорт сорта ВСТО из порта Козьмино до 31,3-31,5 млн т, а с 2020 г. поставки могут вырасти до 36 млн т в год, что соответствует максимальной пропускной способности терминала. В следующем году транспортная компания завершит расширение мощностей нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, повысив пропускную способность маршрута Тайшет — Сковородино до плановых 80 млн т и участка Сковородино — Козьмино до 50 млн т. Свободные мощности в направлении Козьмино составят 14 млн т нефти. О проектах расширения мощностей порта по отгрузке нефти пока не сообщается.

Среди стран главным направлением морских поставок сорта ВСТО является Китай: доля КНР выросла за год на 5%, до 73% во всем объеме отгрузок или 22,4 млн т. Япония сохраняет второе место — 2,5 млн т за год. Поставки сократились примерно на 500 тыс. т по сравнению с 2017 г.: по информации Argus, отгрузки в адрес JX Nippon Oil & Energy выросли, Itochu сократила приобретаемые объемы вдвое, до одной партии. Прервали закупки сорта Toyota и Taiyo Oil, которые в прошлом году суммарно приобрели около 400 тыс. т. Южная Корея, на третьем месте, нарастила закупки сорта на 300 тыс. т, до 2 млн т, основные поставщики в этом направлении «Сургутнефтегаза» (900 тыс. т) и Tenergy (600 тыс. т). Однако южнокорейская SK Energy, владеющая крупными НПЗ в Ульсане и Инчхоне, прервала закупки ВСТО.

В ходе недавнего Российско-китайского энергетического форума между «Роснефтью» и ChemChina подписано соглашение о поставках морским путем 2,4 млн т нефти в год. В прошлом году в Китай «Роснефть» поставила около 40 млн т, в 2018 г. эти объемы могут составить до 50 млн т. ВИНК продолжает реализацию многолетних контрактов с CNPC на поставку нефти в Китай. По информации «Ведомостей», между компаниями действует три долгосрочных контракта. Первый был подписан в 2009 г. на поставку 15 млн т нефти в год в 2011–2030 гг. по отводу от ВСТО. Летом 2013 г. заключен договор на поставку еще 325 млн т на 25 лет. Третий контракт был подписан также в 2013 г.: пятилетнее соглашение на поставку 35 млн т было продлено в январе 2017 г. еще на пять лет и увеличено на 56 млн т нефти.

За последние десять лет в Китай было отправлено из России более 300 млн т нефти. Речь идет не просто о росте поставок, в этом году изменилась структура экспорта «Роснефти». В третьем квартале компания отправила в АТР 15,7 млн т нефти (48% экспорта), тогда как в европейском направлении — 13,1 млн т (40%). В январе-сентябре 2018 г. ВИНК поставила в Азию 43,1 млн т, а в Европу — 41 млн т.

Нина Маркова