Путь к автаркии

Придя к власти в январе 1933 года, в рамках программы обеспечения энергетической безопасности страны (по сути, стремление к автаркии) нацистский режим предпринял активные шаги по вытеснению  иностранных компаний (Standard Oil, Shell и ряд других) с внутреннего рынка. 

Поставки нефтепродуктов на германский рынок резко сократились, возник дефицит и дисбаланс, но идеология продолжала побеждать экономику, и следующей жертвой нацистских экспроприаторов стал… Советский Союз, который был вынужден в «добровольно-принудительном порядке» продать крупную сеть бензоколонок в Германии, принадлежащую одному из подразделений Наркомата (министерства) внешней торговли СССР.

Все это заставило Гитлера задуматься о необходимости поиска надежного источника энергоносителей. Он хорошо понимал, что жить без топлива нельзя, а воевать — тем более. Это привело его к решению начать реализацию масштабного проекта по внедрению новых технологий получения синтетического углеводородного топлива из каменного угля, которого в Германии было много. 

Основных технологий производства синтетического топлива было два — метод Бергиуса (гидрогенизация угля) и метод Фишера-Тропша.

Бензин из угля

Фридрих Бергиус

Исследования по синтезу жидкого моторного топлива начались еще до Первой Мировой войны. Так, свой метод деструктивной гидрогенизации угля и тяжелых масел выдающийся химик Фридрих Бергиус разработал в 1913 году. Процесс термического растворения угля (а точнее, угольной пыли, перемешанной с каменноугольной смолой до пастообразного состояния) осуществлялся  в присутствии катализатора (красного шлама — отходов бокситного производства) в водородной среде при давлении 250–300 атмосфер и температуре 400–600 градусов. Для гидрогенизации лучше всего подходил бурый уголь, месторождениями которого Германия особо богата. 

В 1915 году Бергиус построил первый опытный завод по производству синтетического топлива в Рейнау, близ Мангейма, и продолжил работы по усовершенствованию технологии. К середине 20-х годов Бергиус добился непрерывности химического процесса и возможности контролировать температуру в ходе реакции, а также открыл эффективный источник получения водорода путем сжигания смеси метана и кислорода.

За разработку этого метода, получившего впоследствии название «бергинизация», Бергиус и президент химического гиганта IG Farbenindustrie Карл Бош в 1931 году получили Нобелевскую премию в области химии. При этом Бергиус стал одним из самых молодых лауреатов-химиков.

Франц Фишер

Второй базовый метод получения синтетического топлива был разработан  Францем Фишером и Хансом Тропшем. К 1926 году Фишер и Тропш получили в промышленном масштабе синтетическое жидкое топливо из смеси оксида углерода (угарного газа) и водорода под низким давлением от 1 до 30 атмосфер. Суть метода заключалась в том, уголь без доступа воздуха при высокой температуре разлагается на угарный газ и водород. Далее в присутствии катализатора (железа или кобальта) из газов синтезируется бензин, солярка, мазут, а также горючие газы типа пропана и бутана. Товарный продукт охлаждается и конденсируется, газы сжигаются, тем самым обеспечивая нужную температуру для химической реакции — от 190 до 350 градусов.

Ханс Тропш

Большая химия для Большой войны

Бывший офис IG Farben во Франкфурте (с 1931 года). С 1945 года — штаб-квартира оккупационных сил. С 2011 года — часть Университета Гёте.

Производство синтетического топлива в фашистской Германии было, в основном, сконцентрировано на заводах компании  IG Farben. Этот мега-концерн под названием Interessen-Gemeinschaft Farbenindustrie AG был образован в 1925 году как объединение шести крупнейших химических корпораций Германии — BASF, Bayer, Agfa, Hoechst, Weiler-ter-Meer и Griesheim-Elektron. Концерн, в основном, занимался производством различных химикатов, удобрений, лекарств, полимеров, а также взрывчатых веществ и отравляющих газов. IG Farben был краеугольным камнем немецкой экономики — к началу Второй Мировой войны он давал до 90 % всех валютных поступлений Германии

Модель химических производств Лойнаверке на выставке «Немецкий народ — немецкий труд» в Берлине. 1934 год.

Первым заводом по производству синтетического топлива стал завод в городе Лойна (отсюда и термин — «лойна-бензин»). Качество продукции было на высоте, но ее себестоимость была сверхвысокой, и в рыночных условиях это производство не имело смысла, но Гитлеру топливо нужно было не для продажи, а для войны. В 1936 году фюрер утвердил специальную программу по шестикратному увеличению производства синтетического топлива. В соответствии с этой программой IG Farben получила существенную господдержку для организации строительства крупных  промышленных предприятий. 

Лойна-Верке. Установка для производства синтетического топлива.
Карл Бош

Наряду со структурой производства претерпел существенные изменения и состав менеджмента IG Farben. Антинацистски настроенный председатель Совета директоров концерна Карл Бош был уволен (после этого он спился и вскоре умер), а большинство оставшихся топ-менеджеров, которые еще не успели вступить в нацистскую партию, поспешили стать ее членами. 

В 1937 году Фишер совместно с Гельмутом Пихлером (Тропш к тому времени уже умер) усовершенствовал свою технологию, что обеспечило получение бензина с повышенным октановым числом. В 1938 году под руководством рейхсминистра авиации Германа Геринга была принята программа развития топливного производства, предусматривающая существенное увеличение выпуска синтетического моторного топлива и смазочных масел. В том же году были запущены первые 7 заводов бергинизации (к концу года они дали 1,6 млн тонн топлива), а в следующем году — 7 заводов, работающих по методу Фишера-Тропша, на буром угле. Все заводы быстро вышли на запланированную производственную мощность. Доля синтетики в общем топливном балансе Германии стала стремительно возрастать. Можно было начинать Большую войну.

Красный, синий, зеленый

Уже в 1940 году производство синтетического топлива достигло 80 тыс. баррелей в день, что составило более трети всей потребности Германии в ГСМ. Более 90% поставок авиационного бензина обеспечивалось за счет бергинизации, более двух третей автобензина для наземной техники (автомобили, тягачи, инженерная техника, танки и самоходная артиллерия) производилось на заводах по методу Фишера-Тропша. В общем объеме мазута (топочного и корабельного) доля синтетики была значительно меньшей — около 15%. 

Отметим, что, помимо ГСМ, из угля также производилась широкая гамма химической продукции — жирные кислоты, парафин, искусственные жиры (в том числе, пищевые), метиловый спирт (метанол), аммиак и альдегиды. Производилась из угля и солярка, но в гитлеровской Германии она, как и, соответственно, дизельная техника, особой популярностью не пользовалась — например, трактора, танки и самоходки были бензиновыми.

По немецкой классификации автобензин обозначался сложным словом Vergaserkraftstoff. Этот бензин был окрашен в красный цвет и имел октановое число 72; почти вся наземная техника была унифицирована под использование этого топлива (что, надо признать, было весьма разумным). Непопулярная солярка обозначалась марками Е1 и Е2.

Авиабензин был более разнообразным:

  • А3 — синий цвет, октановое число — 70 (при добавлении тетраэтила свинца возрастало до 80), использовался для заправки учебных самолетов;
  • В4 — синий цвет, октановое число — 72 (при добавлении тетраэтила свинца — 89), использовался для заправки бомбардировщиков;
  • С3 — зеленый цвет, октановое число — 94 (к 1943 году повышено до 97), использовался для заправки истребителей.
  • С2 — тот же самый, что и С3, но получаемый из нефти;
  • J2 — для реактивных самолетов, принятых на вооружение в люфтваффе в 1944 году.

«Машины и рабы»

В 1941 году заводы по производству синтетического топлива произвели 4,1 млн тонн топлива. В последующие годы выработка синтетики продолжала увеличиваться, достигнув пика по итогам 1944 года — 5,7 млн тонн. Для производства синтетического топлива в год расходовалось 10 млн тонн каменного и 50 млн тонн бурого угля. В 1944 году на 25 заводах по производству синтетики работало около 100 тыс. человек.

Основным персоналом этих заводов были военнопленные и другие заключенные концентрационных лагерей. Несколько  заводов находились вблизи концлагеря Освенцим — крупнейшей из нацистских «фабрик смерти». Люди на заводах работали на износ в самом прямом и трагическом смысле слова. 

Один из очевидцев свидетельствует: «На  территории предприятия не было ни травинки; почва пропитана ядовитыми остатками угля и бензина. Единственными живыми существами здесь были машины и рабы, причем первые выглядели более живыми, чем вторые».

Еще один крупный завод IG Farben был создан возле концлагеря Моновиц — соответственно, здесь условия работы были не менее ужасающими. 

Конец империи

Карл Эндрю Спаатс

Весной 1944 года, за месяц до десантной операции в Нормандии, командующий ВВС США на европейском театре военных действий генерал Карл Спаатс в очередной раз обратился к верховному главнокомандующему силами союзников Дуайту Эйзенхауэру с предложением нанести удар по немецким заводам синтетического топлива. Главком дал согласие, и 12 мая 1944 года 935 американских бомбардировщиков нанесли удар по заводам. Вслед за этим военный кабинет Великобритании, возглавляемый премьер-министром Уинстоном Черчиллем, разрешил бомбардировки предприятий IG Farben, расположенных восточнее Рейна. 15 мая 1944 года командующий английской воздушной группировкой маршал авиации Артур Харрис по кличке Bomber отдал приказ, и сотня английских бомбовозов нанесла прицельный удар по немецким заводам.

Артур Харрис

Эти массированные атаки вызвали панику в руководстве рейха. Гитлер срочно вызвал к себе владельцев заводов, которые обещали восстановить предприятия за несколько недель. На восстановительные работы было направлено 350 тысяч рабочих (!), в основном, из числа военнопленных. Паника оказалось несколько преждевременной, поскольку запасливые немцы накопили значительные резервы горючего — в частности, около 600 тыс. тонн авиабензина, что обеспечивало потребности люфтваффе почти на два года вперед. Но вскоре авиация союзников добралась и до стратегических хранилищ.

Интенсивность бомбардировок нарастала — так, в январе 1945 года топливным заводам досталось уже более четверти всех англо-американских авиабомб. Сокращало производственные возможности и стремительное наступление союзников. В марте 1945 года выработка горючего по сравнению с объемами годичной давности сократилась в 200 раз (!), а в начале апреля 1945 года топливные предприятия Германии прекратили производство, притом что все запасы ГСМ были уничтожены. Воевать стало нечем, да, собственно говоря, уже и незачем. Через месяц советские войска взяли Берлин, и Германия капитулировала.

В общей сложности с января 1938 по март 1945 года Германия произвела 21,5 млн тонн синтетического топлива. Согласно решению Потсдамской конференции «Большой тройки» оставшееся целым оборудование немецких топливных заводов было передано по репарациям Советскому Союзу и вывезено в Ангарск, Салават и Новочеркасск, где стало основой создания крупных нефтехимических комплексов. Трофейное оборудование вплоть до настоящего времени используется для производства термостабильного авиакеросина Т-6 и ракетного горючего гептил для жидкостных межконтинентальных баллистических ракет Р-36М, именуемых на западе SS-18 «Сатана».  

IG Farben был денацифицирован и в 1952 году разделен на 12 компаний, некоторые из которых до сих пор являются лидерами мирового химического и фармацевтического рынков — BASF, Bayer, Hoechst. Франц Фишер, к которому у оккупационных властей претензий не было, разменяв восьмой десяток, умер в 1947 году. Фридрих Бергиус, обвиненный в сотрудничестве с нацистами, покинул Германию и переехал в Аргентину, где стал советником министра промышленности; умер в Буэнос-Айресе в 1949 году в возрасте 65 лет.

В настоящее время в промышленных масштабах жидкое синтетическое топливо производится только в ЮАР (лидер отрасли — компания Sasol). Это связано с тем, что Южная Африка в связи с ранее проводимой ею политикой апартеида долгое время находилась под международными санкциями и не могла импортировать нефть, а своих нефтяных ресурсов у страны не было, и поэтому пришлось выкручиваться и использовать «подножный корм». Впрочем, в отличие от продукта, производившегося в фашистской Германии, южноафриканский синтетический бензин вполне конкурентоспособен и рентабелен.

Григорий Волчек